Задание №9 ЕГЭ по русскому языку: правописание корней

Опубликовано: 26.09.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Задание № 9 проверяет умение писать гласные в корне: отличать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. В статье я разберу алгоритм, дам таблицы и примеры, чтобы такие задания выполнялись быстро и без ошибок.
Правописание корней слов – один из базовых навыков, проверяемых на ЕГЭ. Задание №9 по русскому языку посвящено именно этой теме: оно проверяет умение правильно писать гласные в корне. Это тестовое задание базового уровня, за него дают 1 балл. Казалось бы, немного, но для высокого результата важен каждый балл. Поэтому нужно знать правила: различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные. Умение работать с этим материалом не только помогает избежать ошибок в экзамене, но и развивает общую грамотность. При хорошей подготовке задание не вызывает сложностей: достаточно знать алгоритм решения и примеры, чтобы выполнить его быстро и без ошибок.

Пример формулировки задания №9 ЕГЭ

Формулировка девятого задания стандартна из года в год. Школьникам предлагают несколько рядов слов с пропущенными буквами в корнях. Нужно определить, где именно пропущены определённые гласные, и выбрать строчки, соответствующие условию. Например, задание может быть сформулировано так:

«Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера этих ответов.»

Каждый ряд – это группа из нескольких слов, в корнях которых пропущены гласные. Экзаменуемому нужно проанализировать каждый ряд и понять, какую букву следует вставить в каждое слово. Затем – найти ряды, в которых во всех словах вставляется одинаковая гласная (и, как правило, одинаковый тип орфограммы). Ниже мы рассмотрим алгоритм решения и теорию, необходимую для успешного выполнения разбора задания 9 ЕГЭ на правописание корней.

Алгоритм выполнения задания №9

Решать задание №9 легче, если действовать пошагово. Вот алгоритм, который поможет найти правильные ответы:
  1. Прочитайте внимательно слова каждого ряда. Удостоверьтесь, что правильно поняли их значение. Обратите внимание: если возле слова есть пояснение в скобках, оно подсказывает контекст и значение слова, от которого зависит написание корня (например, «примирять (друзей)» vs «примерять (платье)»).
  2. Выделите корень в каждом слове. Обязательно подумайте о значении: представьте себе, о чём это слово, с каким смыслом связан корень. Это важно для определения типа орфограммы.
  3. Определите тип гласной в корне. Все безударные гласные делятся на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Сначала проверьте, не относится ли корень к чередующимся — у них написание зависит от ударения, следующей согласной, суффикса или смысла. Вспомните список таких корней и правило для каждого (см. теоретическую таблицу ниже).
  4. Если корень не чередующийся, подберите проверочное слово. Найдите однокоренное слово, где эта гласная стоит под ударением. Например, горевать → гóре. Иногда подходящее слово найти трудно, особенно если форма корня меняется — в методичке приведены такие случаи (см. таблицу сложных случаев ниже).
  5. Если проверить нельзя — это непроверяемая гласная. Такие гласные словарные, их написание нужно запомнить. В задании №9 именно они самые «коварные», ведь проверить их нечем. В таком случае вспоминаем или уточняем правильное написание в словаре.
  6. Проверьте каждое слово ряда по соответствующему правилу: где нужно – подберите проверочное слово, где нужно – примените правило чередования, где нужно – вспомните словарное написание. После этого вставьте пропущенные буквы в слова.
  7. Найдите строки, в которых во всех словах вы вставили одну и ту же гласную, и впишите в ответ их номера. Обычно правильных ответов два, три или четыре – именно их номера и требуются в бланке.
Перед экзаменом полезно повторять таблицы с корнями и исключениями. Если вы будете перечитывать их каждый день, то очень скоро начнёте мгновенно различать типы гласных и вспоминать нужное правило или проверочное слово. Теперь разберём сами правила правописания корней, которые необходимо знать для успешного выполнения задания №9.

Теория: правила правописания корней

Как уже было упомянуто, безударные гласные в корне бывают трёх видов. Разберём каждую группу: чередующиеся гласные, проверяемые гласные и непроверяемые гласные (словарные). Отдельно рассмотрим случаи, когда выбор гласной зависит от смысла слова, и приведём список основных словарных слов для ЕГЭ.

Корни с чередующимися гласными

Чередующиеся гласные – это такие корни, в которых написание гласной зависит от определённого условия. В русском языке имеется ограниченный перечень подобных корней. Как правило, условием выступает либо следующая согласная буква, либо наличие суффикса, либо ударение, либо смысловой оттенок слова. Ниже приведена таблица чередующихся корней и правил их написания:
Как видно, для каждой группы чередующихся корней важно помнить условие выбора гласной и исключения. В заданиях №9 на ЕГЭ обычно встречается несколько таких слов. Особое внимание уделите корням с суффиксом -А- (бер/бир и др.), а также парам мак/мок и равн/ровн, где значение слова определяет написание.

Проверяемые и непроверяемые гласные

Проверяемые гласные – это безударные гласные в корне, написание которых можно проверить с помощью однокоренного слова. Нужно подобрать такое слово, где сомнительная гласная окажется под ударением.

Например: колоситься → кОлос.

Хотя проверяемые гласные изучаются ещё в начальной школе, на ЕГЭ часто встречаются сложные случаи. Формы однокоренных слов могут сильно отличаться, поэтому связь не всегда очевидна. Например, воспоминание → пОмнить (корень изменён: воспоминание – помнить). наслаждение → сладкий (слажд- → слад-). В методическом файле приведена таблица таких трудных случаев.
Как видно, проверочное слово иногда подбирается по смыслу, при этом форма корня изменяется.

Например: примерять (одежду) – от мерить, а примирять (друзей) – от мир. На экзамене часто встречаются такие паронимичные пары.

Непроверяемые гласные – это безударные гласные, которые нельзя проверить ударным однокоренным словом. Причины разные: нет однокоренных слов, все они тоже с безударной гласной или слово заимствованное. Примеры: кабинет, жюри. Такие слова называют словарными, и их написание нужно запоминать.

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку существует перечень слов с непроверяемыми гласными – их необходимо выучить.

Важно: иногда выпускники путают проверяемые и непроверяемые гласные. Если слово незнакомо и вы не уверены, есть ли у него проверочное, лучше отнести его к непроверяемым (словарным) и заранее знать его написание. Если же проверочное слово есть, его нужно чётко указать себе. В ответе на задание №9 не нужно приводить проверочные слова, но в черновике или в уме вы обязательно должны их найти и проверить каждую гласную.

Написание, зависящее от смысла слова

Отдельно стоит упомянуть слова, в которых выбор гласной в корне определяется не формальным правилом, а лексическим значением, т.е. по сути это разные слова. В методичке эти случаи выделены отдельно. В задании 9 для них обычно даётся пояснение в скобках. Вот некоторые из таких случаев:
  • касатка (ласточка) — пишется через А. косатка (кит-«касатка») — через О (связано со словом косой плавник). Совпадение звучания случайно, значение разное.
  • полоскать (горло) — корень полощ- (от полощет, через О). поласкать (котёнка) — корень ласк- (от ласка, через А).
  • посидеть (немного посидеть на месте) — от слова сИдя, поэтому И. поседеть (стать седым) — от слова седой - сЕд, поэтому Е.
  • приведение (привести пример) — от привёл, пишем Е. привидение (дух) — от вИдеть, пишем И.
  • разрядить (обстановку) — от разрЯдка (снять напряжение, Я). разреженный (воздух) — от рЕдкий (Е).
Полный список подобных пар приводится в методическом файле (см. раздел «Написание зависит от смысла»). Важно понять, что в таких случаях нет единого «правила выбора гласной» – нужно именно знать значение слова и к какому корню (и семантической группе) оно относится. Поэтому авторы заданий ЕГЭ дают подсказки в скобках, указывая, о чём идёт речь. Ваше дело – соотнести это с правильным корнем и вспомнить нужную букву.

Словарные слова (непроверяемые гласные)

Как уже сказано, непроверяемые гласные необходимо просто выучить. Ниже перечислены словарные слова для задания №9 ЕГЭ – наиболее частотные слова с непроверяемой гласной в корне, расположенные в алфавитном порядке (как в методичке):
  • А: абажур, аббревиатура, абитуриент, абордаж, абориген, авангард, авантюра, агрегат, адаптация, адвокат, академический, академия, акварель, акварельный, аккомпанемент, аккомпанировать, акробат, алгоритм, альманах, анестезия, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, апелляция, аплодировать, аплодисменты, аппетит, аромат, ароматный, архитектурный, аукцион, афоризм.
  • Б: багаж, багажный, багроветь, багровый, бадминтон, бакалавр, бакалея, балкон, балконный, балласт, бандероль, баррикада, барьер, баталист, батальон, бегемот, безмятежный, берёза, берёзовый, берет, берлога, бетон, бечева, биатлон, бидон, бизнесмен, бирюзовый, богатство, богатый, богатырь, богема, бойкот, бокал, бордюр, бостон, ботфорт, бравада, браконьер, брошюра, будущий, бюллетень.
  • В: вазелин, вакансия, вакцина, вакцинация, вакцинировать, валидол, валюта, вандализм, ванилин, вариант, вариативный, ватрушка, велосипед, велосипедный, вельвет, велюр, вентилятор, верзила, вермишель, вернисаж, вертолёт, веснушчатый, вестибюль, ветеран, ветеранский, ветеринар, ветчина, винегрет, виолончель, вираж, виртуальный, виртуоз, виртуозный, вискоза, витамин, витраж, витражный, внимание, водевиль, возражать, возражение, волейбол, воплощать, воплощение, ворковать, воробей, воспаление, вояж, впечатление, впечатлить, времяпрепровождение, вытачка.
  • Г: габариты, гамак, гараж, гармоничный, гармония, гарнизон, гастролёр, гегемония, генерация, геолог, геологический, герметизировать, героизм, героический, герой, гиацинт, гипотеза, гипотетический, гобелен, горизонт, горизонтальный, горячий, грамматика, грамматический, грамота, грамотный, громадный, громоздить, громоздкий.
  • Д: дегенерат, дезертир, декламировать, декларация, декоративный, декорация, делегация, деликатес, деликатный, демократ, демократичный, демонстрация, демонстрировать, дефицит, диабет, диагональ, диадема, диалог, диалоговый, диапазон, дивиденд, дизентерия, дилетант, дилижанс, директива, дирижёр, дирижировать, диспетчер, диспетчерский, дистанционный, дистанция, дисциплина, дисциплинарный, дисциплинировать, дифирамб, досконально.
  • Ж: жюри.
  • З: загромождение, закоренелый, знакомить, знакомиться, знакомый, знаменовать.
  • И: игнорировать, игумен, идеал, идеализировать, идиоматический, иждивенец, икебана, имитация, импрессионизм, индивид, индивидуальный, иней, инженер, инженерский, инициатива, интеллект, интеллектуальный, интеллигент, интеллигентный, интерьер, интерьерный, инцидент, интерпретация, исказить, истина, истинный.
  • К: кабала, каблук, кабриолет, кавычки, какофония, каламбур, каморка, кампания (мероприятие), камфара, каникулы, канифоль, канонада, канонерка, канцелярия, канцелярский, капюшон, каравай, каракатица, карбюратор, карикатура, карикатурист, карикатурный, карнавал, кастелянша, кастрюля, катавасия, катаклизм, катакомба, катастрофа, кашемир, кенгуру, керамика, керогаз, коалиция, кобура, коварный, коварство, ковырять, когорта, колдовать, колдовской, колдун, колибри, коллектив, коллективный, коллекционный, коллекция, колоссальный, колчан, колыхать, колыхаться, комар, комбинация, комбинезон, комбинировать, комедийный, комедия, компания (группа людей, фирма), компетентный, компонент, компоновать, компостировать, компромисс, компьютер, компьютерный, комфорт, комфортный, конверт, конкистадор, конкурент, конкуренция, коноплянка, контингент, конференция, конфиденциальный, конфорка, кордебалет, корзина, коридор, корифей, коричневый, корнишон, королевство, король, коромысло, коростель, корпорация, кощей, криминология, кромешный.
  • Л: лабиринт, лампас, лелеять, либерал, либеральный, лингвистический, линолеум, лопата, лотерея, лягушка.
  • М: мавзолей, мадригал, макулатура, манипуляция, маринад, мастодонт, материал, материализм, материализовать, материальный, мачеха, мгновение, мгновенный, мегера, менингит, менталитет, ментальный, меридиан, месяц, метаморфоза, метафора, метафорический, метеорит, метрополитен, механизм, механический, меценат, мизинец, минерал, минеральный, миниатюра, минорный, мозоль, мотив, мотивация, мотивировать, мятеж, мятежный.
  • Н: наваждение, насекомое, натюрморт, нафталин, недосягаемый, нивелировать, нигилизм, новелла, новокаин, ноктюрн, ностальгия, нотация, нумерация.
  • О: обагрённый, обаяние, обворожить, обитатель, обитать, облигация, обоняние, одолеть, океанолог, оладьи, олигархия, олимпиада, омонимия, оптимист, оптимистичный, оранжерея, орбита, орбитальный, организация, организовать, ординатура, ореол, оригинальный, ориентация, ориентировать, ориентироваться, осторожность, осторожный, отображение, отражение, офицер, офицерский, ошеломить.
  • П: палисадник, палитра, памятник, панихида, панорама, панорамный, пантеон, панцирь, парабола, парадигма, парадокс, парапет, парашют, паром, пастух, патриот, патриотизм, патриотический, пейзаж, пейзажный, пеликан, перила, период, периодический, периферия, перифраз, персонаж, перспектива, пескарь, пессимист, пессимистичный, пирамидальный, плагиат, пластилин, плеяда, побагроветь, подлинный, подражание, подражатель, подражать, позиция, поколение, полемика, полемичный, полированный, полировать, полисемия, полымя, понтон, поражать, поражение, поразительный, поразить, поролон, портьера, посетитель, посещать, посещение, правило, правильный, преамбула, предварительный, презентабельный, президент, президентский, президиум, преображение, преобразить, преобразование, преобразователь, преобразовать, преодоление, преодолеть, прерогатива, преступник, претендент, претензия, привередливый, привередничать, привилегированный, привилегия, примитивный, приоритет, приоритетный.
  • Р: радиатор, рационализировать, рациональный, реабилитация, реализм, реалист, реалистичный, реаниматолог, реверанс, регата, регламент, реестр, режиссёр, резидент, резиденция, резонанс, резюме, респектабельный, респиратор, реставрационный, реставрация, реферат, референдум, реферировать, реформа, реформатор, реформировать, рецензент, рецензировать, рецензия, рикошет, ритуал, романтизм, романтический, романтичный.
  • С: сакраментальный, сатира, сатирический, сбалансированный, свидетельство, свирепый, сезон, сезонный, семинар, сентиментальный, серенада, серпантин, сертификат, симпатия, симптом, симфонический, симфония, синтагма, сиреневый, сирень, сироп, система, систематизировать, систематичный, скарлатина, скомпонованный, скрупулёзный, смятение, снегирь, снеток, собака, сокровенный, соната, состязание, состязаться, социальный, спартакиада, спонтанный, стадион, сталактит, стипендия, страховать, страховка, стрекоза, стремиться, стремление, суверенитет, суверенный.
  • Т: табурет, талант, талантливый, тарелка, теория, территориальный, территория, тореадор, торжественный, торжество, торшер, тотализатор, традиционный, традиция, трафарет, трафаретный, тревога, тревожить, тревожный, триада, триумфальный, троллейбус, троллейбусный, тростник, тростниковый, тротуар, трубадур, трясина.
  • У: увертюра, университет, университетский, ураган, утилитарный, утрамбовать.
  • Ф: фантасмагория, фасоль, феномен, фестиваль, фешенебельный, фиаско, фигура, фигурировать, филармония, филателист, финансист, фиолетовый, фламинго, форель, фразеологический, фрикаделька, фронтон.
  • Х: хаос, хаотичный, характер, характерный, характеризовать, хрестоматия, хризантема.
  • Ц: цивилизация, цивилизационный, цивилизованный, циклон, цилиндр, цилиндрический, цитата, цитировать, цыган, цыганский, цыплёнок, цыпочки, циферблат.
  • Ч: чемпион, чемпионский, чеснок, чопорный.
  • Ш: шевелюра, шеренга, шероховатый.
  • Э: эволюционировать, эволюция, экзаменатор, экзистенциализм, экипировать, экскаватор, эксперимент, экспериментальный, экспериментировать, экспонат, экстравагантный, экстремальный, электрический, электроника, элемент, эликсир, эмалированный, энцефалит, энциклопедист, энциклопедический, энциклопедия, эпистолярный, эскалация, эсперанто, эстакада, эшелон.
Конечно, выучить сразу весь этот список сложно. Рекомендуем разделить слова на группы и учить понемногу, либо делать карточки. Регулярно повторяйте словарные слова – это единственный способ избежать обидной ошибки в задании №9.

Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Пример решения: разбор задания №9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. ув..дание (цветов), землетр..сение, об..зательно
  2. исп..лнение, в..рсистый, прекл..нение
  3. тр..нажёр, ед..номышленник, пот..рять
  4. ст..листический, зан..маться, ч..стоплотный
  5. г..роизм, зап..вал (водой), л..бединый
Рассуждаем:

1) Ув..дание (цветов) – смотрим на слово в скобках: оно определяет значение слова с пропущенной буквой. В данном случае это проверяемая гласная: вЯЯЯЯЯЯнуть. Вставляем Я.
Землетр..сение - проверяемая гласная: трЯЯЯЯЯЯска. Вставляем Я.
Об..зательно - проверяемая гласная: обЯЯЯЯЯЯзанность. Вставляем Я.
Обводим номер строки в кружок, так как во все слова вставили одну и ту же букву.

2) Исп..лнение - проверяемая гласная: испОООООлнить. Вставляем О.
В..рсистый - проверяемая гласная: вОООООрс. Вставляем О.
Прекл..нение – чередующиеся гласные в корнях КЛАН-КЛОН. В безударном положении О, значит, в данном слове О.
Обводим номер строки в кружок, так как во все слова вставили одну и ту же букву.

3) Тр..нажёр - проверяемая гласная: трЕЕЕЕЕнер. Вставляем Е.
Ед..номышленник - проверяемая гласная: едИИИИный. Вставляем И.
Пот..рять - проверяемая гласная: потЕЕЕЕЕря. Вставляем Е.
Зачёркиваем номер строки, так как в слова вставили разные буквы.


4) Ст..листический - проверяемая гласная: стИИИИль. Вставляем И.
Зан..маться – корень с чередованием ИМ\ИН-А\Я. ЗанЯться - занИМаться. Вставляем И.
Ч..стоплотный ­- проверяемая гласная: чИИИстый. Вставляем И.
Обводим номер строки в кружок, так как во все слова вставили одну и ту же букву.

5) Г..роизм – словарное слово: гЕроизм. Вставляем Е.
Зап..вал (водой) – сначала смотрим на слово в скобках, так как оно определяет смысл нашего слова. В данном случае имеется в виду гласная, проверяемая словом пИИИИИть. Вставляем И.
Л..бединый – проверяемая гласная: лЕЕЕЕбедь. Вставляем Е.
Зачёркиваем номер строки, так как в слова вставили разные буквы.
Теперь аккуратно переписываем в ответ цифры, обведённые в кружок.
Ответ: 124.

Типичные ошибки

Задание №9 довольно формализовано, и типичные ошибки связаны с незнанием или невнимательным применением правил. Вот несколько распространённых ошибок выпускников (не повторяйте их!):
  • Смешение проверяемых и чередующихся гласных. Некоторые пытаются подобрать проверочное слово там, где его нет, и в итоге придумывают несуществующие формы. Обратная ситуация – слово с проверяемой гласной ошибочно принимают за словарное и пишут наугад. Решение: чётко помните список корней с чередованием и словарных слов и всегда проверяйте, не подходит ли известный корень для проверки гласной.
  • Невнимание к смысловым подсказкам. Составители специально дают контекст (в скобках) для слов типа «вытесненный» и «вытисненный». Если игнорировать эти подсказки, легко ошибиться буквой. Например, путаница вроде привидение (призрак) и приведение (пример) или примерить (одежду) и примирить (друзей) происходит именно от невнимания к значению. Всегда смотрите на пояснение и соотносите его со знакомыми корнями.
  • Незнание чередующихся корней и их исключений. Некоторые пишут «как слышится» или по ошибочной аналогии. Частый пример – ошибки в корнях раст/ращ/рос и лаг/лож. Например, слово «росток» иногда ошибочно пишут через «раст», не зная, что это исключение. Или пытаются в «предложить» писать а (по аналогии с лаг), забывая про правило. Лекарство одно – выучить таблицу чередований и постоянно её повторять.
Неправильный подбор проверочного слова. Чтобы проверить гласную, недостаточно просто подобрать родственное слово – оно должно быть именно с ударной гласной. Иногда ученики приводят слово с той же безударной гласной (бесполезно) или вообще другое однокоренное, которое не проясняет ситуацию. Например, для «горизонт» кто-то вспоминает «горизонтальный» – но ударение там не на первом слоге, проверка не состоялась, и ошибка не устранена. Нужно было признать слово словарным. Поэтому проверочное слово нужно выбирать корректно.

Советы эксперта

Как эффективно подготовиться к заданию №9 и правописанию корней? Вот несколько рекомендаций:
  • Учите группы корней в связках. Запоминайте чередующиеся корни не по отдельности, а в виде правил и пар. Например, лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скоч – сразу с условием и исключениями. Повесьте перед глазами мини-таблицу или карточки с этими корнями.
  • Повторяйте таблицы каждый день. Постоянное повторение – ключ к успеху. Тратьте 5–10 минут ежедневно на просмотр списка чередующихся корней и словарных слов. Так информация отложится в долговременную память.
  • Группируйте словарные слова по общим признакам. Например, иностранные слова (феномен, диагональ, критерий и т.п.) учите вместе, слова с непроверяемым «е» – отдельно, с «и» – отдельно. Так мозг лучше структурирует материал.
  • Тренируйтесь подбирать проверочные слова. Возьмите список слов с безударными гласными и сами найдите к ним проверочные. Если не находите – скорее всего это словарное слово, отметьте его для заучивания. Такая практика повысит вашу скорость на экзамене.
  • Используйте ассоциации и мнемоники. Для сложных случаев придумайте историю или фразу. Любая хитрость хороша, если она помогает правильно писать.
Решайте пробные варианты. Чем больше практики, тем лучше. Научитесь мгновенно применять правила: увидел слово – сразу понял, какой тип гласной в корне, какое правило и какая буква. Тогда на самом экзамене задание №9 вы выполните буквально за минуту и продолжите решать тест дальше.

Часто задаваемые вопросы

Заключение

Задание №9 ЕГЭ по русскому языку может показаться объёмным из-за необходимости помнить много правил и слов. Но при систематическом подходе правописание корней перестанет быть чем-то сложным: вы быстро научитесь различать чередующиеся, проверяемые и словарные случаи. Повторяйте материал, тренируйтесь на заданиях – и вскоре без труда будете вставлять нужные буквы практически автоматически.

Помните, что каждый балл в копилке ЕГЭ приближает вас к желаемому результату. Не упускайте лёгкие баллы на орфографии! Если вам нужна помощь в подготовке или вы хотите ускорить прогресс, приглашаем на наш онлайн-курс подготовки к ЕГЭ. Вместе с опытными преподавателями вы разберёте все типовые задания (включая задание №9) и отработаете навыки до автоматизма. Запишитесь и занимайтесь в удобном формате – пусть русский язык станет вашей сильной стороной на экзамене! Успехов в обучении и на самом ЕГЭ!
Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Я Мотя,
чат-бот в Telegram
запишу вас на
Диагностику