Задание 7 ЕГЭ по русскому языку: формы слова – разбор, примеры и советы

Опубликовано: 26.09.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Ошибки в формах слов вроде «две килограмма» или «более лучше» легко лишают баллов на ЕГЭ. В статье я разберу алгоритм, типичные ловушки и примеры, чтобы задание № 7 больше не вызывало трудностей.
Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку проверяет знание морфологических норм – умение правильно образовывать формы слова для различных частей речи. Проще говоря, выпускнику нужно грамотно склонять числительные, ставить существительные во множественное число и нужный падеж, выбирать верные формы глаголов, причастий, деепричастий и прилагательных. Такие навыки необходимы, чтобы речь была грамотной: неверные формы вроде «более лучше» или «две килограмма» сразу выдают ошибки. В экзамене это задание оценивается в 1 балл, но ценность его больше: вы учитесь говорить и писать правильно. Ниже приводим разбор задания №7, примеры, типичные ошибки и рекомендации по подготовке.

Алгоритм выполнения задания №7 по русскому языку

Как решать задание №7: убедившись, что перед вами именно задача на формы слов, действуйте по следующему плану:
1. Прочитайте все словосочетания и найдите выделенные слова. Обычно это слова, в которых часто делают ошибки: числительные, формы существительных, глаголов, причастий, сравнительные конструкции и т. д.

2. Проверьте каждое подозрительное слово по очереди:
  • Если это числительное, определите его тип (количественное, порядковое, собирательное) и нужный падеж. Вспомните правила склонения: не ошиблись ли в окончании или форме? (Например, «полтора минуты» – неверно, должно быть «полторы минуты».)
  • Если выделено существительное, особенно во множественном числе или в родительном падеже, вспомните известные исключения. Многие слова имеют нестандартные формы множественного числа или родительного падежа (например, нет яблок, а не яблоков).
  • Если под сомнением глагол или его форма (повелительное наклонение, прошедшее время и т. п.), подумайте, правильно ли образована форма. Вспомните проблемные глаголы: как они спрягаются, как образуется повелительное наклонение (например, правильно «поезжай», а не езжай).
  • Если выделено причастие или деепричастие, определите вид исходного глагола (совершенный или несовершенный) и убедитесь, что форма допустима. Помните, что у причастий и деепричастий есть особые ограничения на словообразование (о них ниже).
  • Если слово – прилагательное (в т.ч. краткое) или наречие, проверьте степени сравнения и формы (нет ли смешения «более» + суффикс -ее, лишних Н, и т. д.).
3. Сравните с нормой. Если слово не соответствует правилу или известному образцу, значит, это и есть ошибка. Определив ошибочную форму, подумайте, как будет правильно.

4. Запишите правильную форму слова в ответ. Следует написать только исправленное слово, без словосочетания целиком (на ЕГЭ это обычно одно слово).

Следуя этому алгоритму, вы методично проверите все варианты и найдёте неверную форму. Теперь повторим основные правила теории, на которые нужно опираться при проверке.

Склонение числительных (количественные, собирательные, порядковые)

Числительные – частый «гость» задания 7. Ошибки бывают в склонении составных числительных, в особых числительных типа «оба/обе» и «полтора/полторы», а также при сочетании с существительными. Вот ключевые моменты, которые надо знать:

1) Склонение составных количественных числительных (50–80, 500–900)

Здесь склоняются обе части числительного. Ошибки чаще всего делают в творительном падеже («пятьюдесятью», «пятьюстами»). Это нужно просто заучить.

2) Склонение числительных 200, 300, 400

Здесь тоже изменяются обе части числительного. Нужно запомнить редкие формы: двумястами, тремястами, четырьмястами и о трёхстах.

3) Склонение числительных «сорок», «девяносто», «сто»

Эти числительные имеют только две формы:
  • И.п. и В.п. — сорок, девяносто, сто;
  • во всех остальных падежах — сорока, девяноста, ста.
Никаких «сороков» или «девяностам» быть не должно — это ошибка.

4) Склонение числительных «полтора», «полтораста»

Комментарий:
  • Полтора — употребляется с существительными мужского и среднего рода (полтора часа, полтора килограмма).
  • Полторы (женский род) в таблице не указано, но тоже важно: полторы минуты, полторы недели.
  • Полтораста — в именительном и винительном падеже так и остаётся (полтораста), а в остальных превращается в полутораста.
Частая ошибка: пишут «нет полтораста рублей» вместо правильного «нет полутораста рублей».

5) Склонение числительных «оба» (мужской и средний род) и «обе» (женский род)

Комментарий:
  • «Оба» употребляется только с мужским и средним родом (оба брата, оба окна).
  • «Обе» — с женским (обе сестры, обе стороны).
  • В винительном падеже нужно учитывать одушевлённость: увидел обоих друзей (одуш.), но увидел обе ошибки (неодуш.).
Ошибки часто делают, путая род (оба девушки ❌ вместо обе девушки ✔).

Формы глаголов и деепричастий (время, лицо, вид)

Глагольные формы – ещё одна область, где часто делают ошибки. Проверяются как индивидуальные странности спряжения отдельных глаголов, так и нормативность образования причастий и деепричастий.

1. Правильные формы глаголов (спряжение и повелительное наклонение)

Некоторые глаголы имеют особые или трудные формы, которые нужно запомнить:
  • ехать — поезжай, поезжайте (не «езжай»).
  • лечь — ляг, лягте (не «ляж»).
  • махать — маши, машите (не «махай»).
  • бежать — беги, бегите (не «бежи»).
  • класть — клади, кладите (не «ложи»).
  • беречь — берегу, бережёт, берегут.
  • жечь — жгу, жжёшь, жжёт.
  • стеречь — стерегу, стережёт, стерегут.
  • печь — пеку́, печёт (через ё).
  • лезть/лазить — ла́жу, ла́зит (не «лезиет»).
  • окрепнуть — окреп, окрепла (не «окрепнула»).
  • исчезнуть — исчез, исчезла (не «исчезнул»).
  • замёрзнуть — замёрз, замёрзла (не «замёрзнула»).
  • промокнуть — промок, промокла (не «промокнул»).
  • выздороветь — выздоровею, выздоровеет (не «выздоровит»).
  • сохнуть — сох, сохла; высохнет (буд. вр.).
  • мурлыкать — мурлычет (не «мурлыкает»).
  • стричь — стрижёт (не «стрижет»).
На экзамене часто проверяют именно эти формы — они «ловушки».

2. Причастия

Действительные причастия настоящего времени (-ущий/-ющий, -ащий/-ящий) образуются только от несовершенного вида.
  • ✔ несущий (от «нести» — несов. вид).
  • ❌ сделающий (от «сделать» — сов. вид) → правильно: сделавший.

Страдательные причастия настоящего времени (-емый/-имый) — тоже только от несовершенного вида.
  • ✔ читаемый, видимый.
  • ❌ прочитаемый → правильно: прочитанный.

3. Деепричастия

От совершенного вида → формы на -в(ши), -вшись.
  • ✔ сложив вещи (от «сложить»).
  • ❌ сложа вещи — ошибка.

От несовершенного вида → формы на -а, -я.
  • ✔ тяжело дыша (от «дышать»).
  • ❌ дышав в этом значении — ошибка.

4. Типичные ошибки

В рамках задания 7 самые частые ошибки – это выдуманные причастия (сделающий, написавшийся и т. п.) или неправильный вид деепричастия. Если видите в предложении причастие или деепричастие, определите вид исходного глагола и проверьте, может ли такая форма существовать.

Формы существительных в родительном падеже множественного числа

Родительный падеж множественного числа — одно из самых коварных мест в русском языке. В ЕГЭ часто проверяют именно нестандартные окончания.

1. Нулевое окончание (без -ов/-ев)

У многих слов в родительном падеже множественного числа нет окончания.
яблоки → нет яблок
груши → нет груш
вилки → нет вилок
деньги → нет денег
чулки → нет чулок
сапоги → нет сапог
ботинки → нет ботинок
варежки → нет варежек

⚠️ Здесь важно помнить отдельные слова-ловушки:
  • армяне → армян
  • болгары → болгар
  • татары → татар
  • дни → дней
  • недели → недель
  • кухни → кухонь
  • тапки → тапок
  • туфли → туфель
  • плечи → плеч
  • зеркала → зеркал
  • окна → окон

2. Окончание -ОВ/-ЕВ

Многие слова мужского рода в родительном множественного сохраняют окончания -ов/-ев.

джинсы → нет джинсов
носки → нет носков
апельсины → нет апельсинов
томаты → нет томатов
комментарии → нет комментариев
герой → нет героев
день → нет дней
⚠️ Ошибка — «нет джинс» ❌. Правильно — «нет джинсов».

3. Окончание -ИЙ

У слов на -ья (ж.р.) и некоторых ср.р. на -ье → в родительном множественного будет окончание -ий.

станция → нет станций
песня → нет песен
кухня → нет кухонь (исключение)
платье → нет платьев
море → нет морей

Также сюда относятся слова с уменьшительными суффиксами:
котёнок → котята → нет котят
цыплёнок → цыплята → нет цыплят

4. Частотные исключения

Эти формы встречаются в ЕГЭ чаще всего:
  • дети → детей
  • человек → пять человек (с числительными)
  • год → лет
  • ребёнок → дети → детей
  • свитер → свитеров
  • профессор → профессоров
  • дно → доньев
  • корпус → корпусов
  • кофта → кофт
  • шорты → шорт
  • брюки → брюк

5. Ловушки в Именительном множественного

Кроме родительного падежа, иногда проверяют правильные формы И.п. мн.ч.:
  • директор → директора (не директоры в значении должности)
  • профессор → профессора
  • договор → договоры
  • инженер → инженеры (не инженера)
  • тренер → тренеры (не тренера)

Главное правило для подготовки к ЕГЭ:
Если форма кажется странной — скорее всего, именно её и проверяют. Нужно заранее выучить список слов-исключений и внимательно следить за окончанием.
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Род несклоняемых существительных и аббревиатур

Несклоняемые существительные не меняют форму, но всегда имеют род. На ЕГЭ часто проверяют, правильно ли вы согласуете такие слова с прилагательными и глаголами.

Мужской род

Определяется по смыслу (мужчины, животные мужского пола, предметы «мужского» рода).
кофе – только муж. р. (вкусный кофе). В разговоре можно услышать «оно», но на экзамене это ошибка.
шимпанзе, понИ, какаду, колибри, гризли – все муж. р. (маленький шимпанзе, быстрый пони, шумный какаду).
пенальти – как «удар» в футболе → м.р. (решающий пенальти).
названия городов и стран, если подразумевается «город» или «штат»: Сочи (он, город Сочи известен курортами).
аббревиатуры по главному слову:
  • МГУ = Московский государственный университет → муж. р. (мой МГУ);
  • ВУЗ (высшее учебное заведение → ср.р., см. ниже).

Женский род

Обычно это продукты, названия предметов или организации, связанные с женскими родовыми словами.
авеню (улица авеню) – ж.р. (длинная авеню).
кольраби (капуста кольраби) – ж.р. (сочная кольраби).
салями (колбаса салями) – ж.р. (вкусная салями).
леди, мадам, миссис, фрау – все жен. р. (эта леди, уважаемая мадам).
аббревиатуры-организации, если главное слово ж.р.:
  • ООН (Организация) – ж.р. (ООН приняла резолюцию).
  • РАН (академия) – ж.р. (РАН опубликовала отчёт).
  • ГАИ (инспекция) – ж.р. (ГАИ остановила машину).

Средний род

Большинство несклоняемых слов на -о, -е, -и, -ю, -у → ср.р.
метро, кино, радио, кафе, бюро, депо, шоссе – ср.р. (новое метро, уютное кафе).
меню, какао, такси, портмоне, эскимо, пальто, кашне, болеро, алиби, рагу – ср.р. (вкусное меню, удобное такси, новое пальто).
жюри – ср.р. (жюри вынесло решение). Несмотря на то, что речь идёт о людях, грамматически это «оно».
шасси, коммюнике – ср.р. (новое шасси, опубликовано коммюнике).
аббревиатуры по главному слову среднего рода:
  • ВУЗ (заведение) – ср.р. (моё ВУЗ);
  • МХАТ (театр – м.р., поэтому мой МХАТ).

Ловушки на ЕГЭ

  • кофе – всегда муж. р. (вкусный кофе). Ср.р. считается ошибкой.
  • тюль – муж. р. (новый тюль).
  • бра – чаще ср.р. (настенное бра).
  • жюри – ср.р. (жюри приняло решение).
  • ООН – ж.р. (ООН одобрила).
  • НАТО – ж.р. (НАТО заключила соглашение).
  • BMW, Mercedes – м.р. (мой BMW = мой автомобиль).
  • Sony, Apple – ж.р. (эта Sony, компания Apple выпустила).
Совет: если сомневаетесь, попробуйте «подставить» родовое слово. Например:
  • салями = колбаса → она;
  • МГУ = университет → он.

Краткие формы прилагательных

Краткие формы прилагательных (в мужском роде единственного числа) тоже иногда вызывают затруднения. Обычно проблема в выборе гласной и количества н. Общая тенденция: если полная форма прилагательного оканчивается на -нный, то в краткой форме мужского рода будет -нен.

Например:
  • искренний – краткая форма: искренен (он искренен в своих словах);
  • откровенный – откровенен (она откровенна, оно откровенно, они откровенны);
  • существенный – существенен;
  • низменный – низменен (рельеф низменен – т.е. является низменностью);
  • родственный – родственен (ему родственен такой-то человек).

Обратите внимание на ударение и гласные:
  • достойный – краткое достоин (он достоин награды). Здесь помимо одной н в конце появилось и (достой-ный -> досто-ин). Многие путают с однокоренным существительным достоинство или с формой удостоен (например: он удостоен награды – это страдательное причастие от удостоить). Но краткое от достойный именно достоин (через «ои»).
  • В женском, среднем роде и множественном число краткие формы будут на -на, -но, -ны (достойна, достойно, достойны), здесь таких сложностей нет – обычно ошибаются в мужском роде.

В целом, краткие прилагательные сейчас встречаются реже, но на ЕГЭ могут проверить, знает ли ученик правильную форму. Внимательно посмотрите на корень и суффиксы. Если не уверены, лучше перестроить фразу: вместо «он низменен» можно сказать «у него низменные цели», хотя в экзамене придётся распознать готовую форму, а не исправлять её перестройкой.

Наконец, не путайте краткие прилагательные с причастиями. Например: «работа выполнена» – это краткое страдательное причастие (жен.род), оно образовано от выполнить. В задании 7 иногда подмечают неверное образование на стыке прилагательных и причастий, но чаще всё-таки ловят ошибки типа достоин/достоен. Запомните правильные варианты: достоин, виноват (не виноватый в роли сказуемого: «я не виноват» – так и нужно), рад (он рад, она рада) и т. д.

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Если перед вами составная форма, то есть состоящая из двух слов (БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ), то после этих слов должно стоять прилагательное или наречие в начальной форме.
✔ самое сладкое
✔ более красивый
✔ наиболее шикарно
✔ менее слабая

Нельзя смешивать составную форму с простой – это ошибка: ❌ самый красивейший, ❌ наиболее выше, ❌ менее красивее.  

При использовании слов «самый, наиболее» прилагательное или наречие остаётся в начальной форме (как в обычной положительной степени). Например, «самый сладкий», «наиболее ярко», «наименее затратный».

Также помните об образовании неправильных степеней сравнения:
  • хороший – лучше (не хорошее),
  • плохой – хуже,
  • большой – больше,
  • маленький – меньше.

И множество качественных прилагательных имеют особые краткие формы-сравнения:
  • легкий – легче,
  • тяжёлый – тяжелее,
  • высокий – выше,
  • громкий – громче,
  • тихий – тише,
  • сладкий – слаще,
  • жёсткий – жёстче,
  • яркий – ярче,
  • гибкий – гибче,
  • крепкий – крепче,
  • мягкий – мягче,
  • мелкий – мельче,
  • широкий – шире (и более широкий – оба варианта возможны, но не ширее),
  • узкий – уже (именно «уже» = более узкий, не путать с «уже» в значении «уже сейчас»).
Главное при проверке: если видите в предложении что-то вроде «самый красивейший» или «менее сложнее», сразу отметайте – это типичные ошибки на смеси форм. Нужно либо простая форма, либо составная, но не одновременно.

Пример решения задания №7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Приведём пример списка, где нужно найти ошибку:
  1. Обе сестры отлично написали сочинение.
  2. Учитель попросил обоих учеников выйти из класса.
  3. До конца перемены осталось полтора минуты.
  4. В бригаде трудились опытные инженеры.
  5. Поступок героя был достоин высшей награды.
Здесь в каждом пункте выделено слово, форма которого потенциально вызывает сомнение. Нужно определить, какое из этих слов употреблено неверно.
Разбор:
  1. Обе сестры – верно: «обе» используется с существительными женского рода.
  2. Обоих учеников – верно: форма «обоих» правильно стоит в родительном падеже множественного числа.
  3. Полтора минуты – ошибка! «Полтора» употребляется с сущ. муж. и ср. рода. Для женского рода нужно полторы.
  4. Инженеры – верно: правильная форма множественного числа (не «инженера»).
  5. Был достоин награды – верно: «достоин» (краткая форма прилагательного) употреблено правильно.
Ответ: полторы

Задания для самостоятельного разбора

Ниже приведены три задания для самостоятельного разбора. Найдите в каждом из них слово с ошибкой и запишите правильный вариант.

Советы эксперта: как запоминать формы и готовиться

Как же выучить всё это многообразие форм? Вот несколько рекомендаций:
  • Составьте таблицы и списки. Разбейте материал на категории: числительные, глаголы, существительные и т. д. Например, отдельная таблица с проблемными глаголами и их формами, список существительных-исключений, список пар «одеть/надеть» и похожих. Многие методички уже содержат такие списки – пользуйтесь ими.
  • Учите группы слов по схожим признакам. Запоминать длинный перечень легче блоками. Например, существительные мужского рода во множественном без -ов: брюк, ботинок, чулок, сапог, ножниц и т. д. Другой блок: слова с окончанием -ья/-ье (армия – армий, платье – платьев, дочь – дочерей). Или блок глаголов повелительного наклонения на -ши (маши, пляши, кашляни).
  • Используйте ассоциации и мнемоники. Чтобы не забыть форму «поезжай», можно придумать фразу «пора езжай». Для «ляг» – ассоциация с лягушкой 🐸. Для пар «одеть/надеть» – короткий стишок: «Надевают на себя, одевают – другого».
  • Читая и слушая, обращайте внимание на правильность форм. Когда встречаете интересные примеры, фиксируйте: «Он достоин уважения», «Не стало денег в кассе».
  • Решайте практические задания. Тренировка помогает удерживать всё в памяти. Используйте сборники ЕГЭ прошлых лет или онлайн-тренажёры. При проверке анализируйте свои ошибки: почему именно здесь ошиблись и как запомнить на будущее.
  • Не полагайтесь только на интуицию. Экзаменационные задания специально подобраны, чтобы запутать. Интуиция часто подводит: «двух тысячи» звучит привычно, но правильно – «две тысячи»; «кофе» в среднем роде слышат многие, но норма – мужской. Лучше знать правило и при сомнении вспомнить аналог.
  • Запоминайте в контексте. Формы удобно учить в составе мини-фраз: «оба героя рассказа», «обе подруги пришли». Тогда связка «числительное + существительное» закрепляется в памяти.
Составьте личный список «опасных слов». Выписывайте то, где чаще всего ошибаетесь, и повторяйте перед экзаменом. Так вы целенаправленно закроете свои слабые места

Часто задаваемые вопросы

Заключение

Задание №7 ЕГЭ по русскому языку требует от вас внимания к деталям и хорошего знания грамматических норм. Не пугайтесь объёма правил: начните готовиться заранее, понемногу отрабатывайте каждую категорию слов. Со временем вы автоматически будете замечать ошибочные формы и знать, как правильно.

Если вам нужна систематизированная подготовка, поддержка преподавателя и практика на разнообразных примерах – приглашаем на наш онлайн-курс подготовки к ЕГЭ. Опытные педагоги объяснят тонкости морфологии, дадут удобные памятки и проверят ваши навыки на реальных заданиях. Записывайтесь и занимайтесь в удобное время – и тогда никакие формы слов не собьют вас с толку на экзамене! Успехов в учёбе и на экзамене!
Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Я Мотя,
чат-бот в Telegram
запишу вас на
Диагностику