Задание № 5 ЕГЭ по русскому языку: паронимы

Опубликовано: 17.09.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Паронимы часто сбивают с толку: слова похожи по звучанию, но совсем разные по смыслу. В этой статье вы найдёте алгоритм, разбор примеров и задания, которые помогут безошибочно выполнять задание № 5 на ЕГЭ.
Паронимы — это слова, которые звучат похоже, но отличаются по смыслу. В задании № 5 ЕГЭ проверяется умение различать такие слова и употреблять их правильно в контексте. Хотя за это задание дают всего 1 балл, он может оказаться решающим. Чтобы успешно справиться, важно не просто выучить список паронимов, а понимать их значение и уместное употребление. В этой статье мы разберём задание № 5, рассмотрим примеры, алгоритм решения и полезные советы для подготовки.

Пример формулировки задания №5 ЕГЭ

Формулировка задания № 5 в демоверсии ЕГЭ выглядит следующим образом:
«В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.»

Другими словами, вам дается несколько предложений (всегда пять). В каждом из них выделено слово, и только одно из этих слов употреблено ошибочно. Нужно найти это слово и заменить его на правильный пароним – близкое по звучанию, но подходящее по смыслу слово.

В ответе требуется написать только заменённое слово (в нужной форме). Такая постановка проверяет знание лексических норм и умение работать со «словами-двойниками». Ниже мы рассмотрим алгоритм решения и разберём примеры заданий с паронимами.

Алгоритм выполнения задания 5 (паронимы)

Чтобы успешно выполнить задание 5 ЕГЭ (паронимы), следуйте такому пошаговому алгоритму:
  1. Внимательно прочитайте все предложения. Рекомендуется читать вслух – так вы быстрее уловите, звучит ли выделенное слово неестественно. Если слово употреблено неправильно, часто оно режет слух или кажется странным в контексте.
  2. Определите значение выделенного слова. Подумайте, что оно обычно означает и подходит ли этот смысл к содержанию предложения. Если значение слова не совпадает с тем, что требуется по смыслу, вероятно, это и есть ошибка.
  3. Воспользуйтесь словарём паронимов. Это можно сделать только при подготовке к экзамену. Найдите в словаре паронимов выделенное слово: рядом обычно указаны его паронимы – схожие по звучанию слова. Изучите значения этих паронимов.
  4. Выберите подходящий пароним. Сравнив значения, решите, какое слово из паронимов нужно вместо данного. Подставьте мысленно этот пароним в предложение. Замена должна устранить смысловую ошибку, и предложение должно зазвучать правильно.
  5. Проверьте полученное предложение. Для этого его нужно прочитать вслух с правильным словом. Убедитесь, что с новым словом фраза обрела правильный смысл и стилистически звучит нормально.
Следуя этому алгоритму, вы последовательно проверите каждое выделенное слово, найдете ошибочное и исправите его. Главное – опираться на значение слов, а не только на интуицию. Рассмотрим теорию, чтобы лучше понимать природу паронимов.

Теория: что такое паронимы и почему их путают

Паронимы – это слова одной части речи, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Важно понимать, что паронимы не синонимы. Если синонимы имеют похожий смысл (например, смелый – храбрый – отважный), то паронимы часто вовсе не близки по значению, несмотря на созвучие. Например, эффективный (результативный) и эффектный (впечатляющий) – два совершенно разных понятия, хотя слова отличаются всего несколькими буквами. Именно это отличие: схожесть в звучании при разнице в смысле – и вызывает затруднения у многих школьников.

Почему паронимы так часто становятся источником ошибок?

Во-первых, близкая фонетика вводит в заблуждение: слово кажется «знакомым», и ученик по аналогии приписывает ему неправильное значение. Во-вторых, паронимы обычно являются однокоренными словами, принадлежащими к одной тематической группе, поэтому в голове они хранятся рядом. Стоит перепутать контекст – и неверное слово проскакивает в речь или письмо. Например, говорят «одеть пальто» вместо «надеть пальто» – хотя эти слова тоже не синонимы, а паронимы (точнее, близкие глаголы с разным управлением). В задании 5 ЕГЭ подобные ошибки и проверяются: экзаменатор намеренно подставляет в предложение слово, похожее на правильное, и ожидает, что вы распознаете подмену.

Важно отличать паронимы не только от синонимов, но и от омонимов. Омонимы одинаково звучат/пишутся, но имеют разные значения (например, лук – оружие и лук – растение). Паронимы же только схожи, но не идентичны в написании. Также паронимы часто бывают парами, но встречаются и целые группы из 3–4 слов, созвучных между собой (экономный – экономичный – экономический и т.д.). Владение паронимами – это знание точных оттенков лексического значения. Этим навыком нужно овладеть, чтобы избежать речевых нелепостей вроде «представить билет» вместо «предъявить билет».

Подведём итог: паронимы – одна из причин лексических ошибок, поскольку их легко спутать. Однако их не так много, и выучить их вполне реально. В следующем разделе приведём некоторые распространённые паронимы и примеры их правильного употребления.

Таблица распространённых паронимов ЕГЭ

Ниже представлена таблица с несколькими примерами паронимов из словаря ФИПИ для ЕГЭ. В каждой паре показано значение каждого слова и пример правильного употребления. Обратите внимание, что эти слова нельзя заменять друг другом – у каждого свой контекст.
Пароним 1 (значение) Пароним 2 (значение)
Абонемент – 1) документ, удостоверяющий право на регулярное пользование чем-л. (концертный абонемент; абонемент на цикл лекций; межбиблиотечный абонемент);
2) разг. отдел библиотеки, обслуживающий читателей, берущих книги на дом (работать на абонементе; книги с абонемента; абонемент сегодня не работает).
Абонент – 1) пользователь какой-л. услугой;
2) клиент телефонной сети.
Примеры: абонент библиотеки; абоненты мобильной сети.
Артистический – предназначенный для артистов, свойственный артисту; исполненный с большим искусством.
Примеры: артистическая карьера; артистический кружок.
Артистичный – отличающийся артистизмом, искусный, виртуозный.
Примеры: артистичный человек; артистичное исполнение роли.
Благодарный – 1) чувствующий или выражающий благодарность;
2) приносящий хорошие результаты, оправдывающий усилия.
Примеры: благодарный слушатель; благодарная тема.
Благодарственный – выражающий благодарность, содержащий её.
Примеры: благодарственное письмо; благодарственный молебен.
Безответный – не получающий ответа, отклика; неспособный возражать.
Примеры: безответная любовь; безответное предложение.
Безответственный – не имеющий или не сознающий ответственности.
Примеры: безответственное отношение; безответственный поступок.
Годовой – ежегодный, рассчитанный на целый год.
Примеры: годовой отчёт; годовая подписка.
Годовалый – в возрасте одного года.
Примеры: годовалый ребёнок; годовалое сено.
Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.
Примеры: почтенный вид; почтенный возраст (например, 80 лет).
Почтительный – оказывающий почтение.
Примеры: почтительный поклон; почтительное отношение.
Действенный – способный активно действовать.
Примеры: действенная мера; действенное средство; действенная помощь.
Действительный – 1) реальный, подлинный, настоящий;
2) имеющий законную силу, годный.
Примеры: действительный проездной билет; действительный паспорт.
Примечание:
Всего в официальном списке ФИПИ около 140–150 паронимов. Здесь мы привели лишь несколько из них. При подготовке рекомендуется ознакомиться со всем словарём паронимов ЕГЭ и особое внимание уделить словам, которые часто путают.
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Пример решения задания №5 (паронимы)

Рассмотрим пример задания №5 ЕГЭ по русскому языку и его решение. В условии дана исходная фраза с выделенным словом (как в вариантах ЕГЭ), и требуется заменить это слово на другой, правильный пароним. Мы приведём правильный ответ и объясним, почему он выбран.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  1. Природа восхищает нас ВЕЧНОЙ красотой и удивляет своим величием.
  2. У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.
  3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс –– это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции. 
  4. Спортсмен с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами лыжные ботинки.
  5. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
Объяснение:
1. Природа восхищает нас ВЕЧНОЙ красотой и удивляет своим величием.
Смотрим по словарю ключевые слова для слова ВЕЧНЫЙ – это бесконечный.
Подставляем в предложение. Природа восхищает нас бесконечной красотой. 
✅ Подходит. Зачеркиваем номер ответа.

2. У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.
Ищем в словаре значение выделенного слова. Это человечность, человеколюбие.
Подставляем вместо слова его значение. У идеального правосудия три признака: законность, справедливость и человечность.
✅ Подходит. Зачеркиваем.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс –– это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
Производственный – относящийся к производству; связанный с промышленностью.
Подставляем: Связанный с промышленностью процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
✅ Подходит. Зачеркиваем.

4. Спортсмен с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами лыжные ботинки.
Смотрим значение слова ледяной. Из трёх вариантов значения нам подходит «очень холодный».
Подставляем:  Спортсмен с трудом расшнуровал очень холодными пальцами лыжные ботинки.
✅ Подходит. Зачёркиваем.

5. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
Смотрим значение: ПАМЯТНЫЙ – незабываемый, сделанный на память.
Подставляем: До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, незабываемым, сделанным на память и энергичным. ❌ Явно не то. Смотрим по соседству пароним.

Памятливый – обладающий хорошей памятью, хорошо помнящий всё (памятливый человек; памятливый ученик; памятливый рассказчик)
Теперь пробуем подставить значение этого слова: До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, обладающим хорошей памятью и энергичным.
✅ Подходит! Значит, нам нужно не слово ПАМЯТНЫЙ, а его пароним – ПАМЯТЛИВЫЙ.
Т
еперь нужное нам слово подставим в предложение: До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТЛИВЫМ и энергичным.
✅ Ответ, который вам надо записать – ПАМЯТЛИВЫМ

Задания для самостоятельного решения

Перед вами три задания формата ЕГЭ №5 на работу с паронимами. В каждом случае одно из слов употреблено неверно. Нужно определить это слово, заменить его правильным паронимом и записать ответ. После каждого задания приведено подробное объяснение решения.

Типичные ошибки в задании №5

Даже зная теорию, ученики нередко совершают похожие ошибки при выполнении задания №5 на ЕГЭ. Вот несколько типичных проблем и заблуждений, возникающих на экзамене:
  • Угадать по звучанию. Некоторые пытаются решить на интуиции: «слово звучит странно, наверное, есть похожее слово получше». Такой подход опасен – можно пропустить ошибку или выбрать не тот пароним. Всегда проверяйте смысл слова, а не только созвучие.
  • Невнимательное чтение предложения. Иногда ученик определил, что выделенное слово, возможно, неверно, но поспешно пишет любой знакомый пароним к нему. Например, видя слово, связанное с «эффект…», могут путать эффективный и эффектный. Торопливость приводит к тому, что вместо правильного слова записывается другой пароним, который тоже не подходит по контексту.
  • Запись ответа в неверной форме. Бывает, ученик находит ошибку, определяет верный пароним, но записывает его неправильно: не в той форме или вообще указывает само исходное слово. Например, было предложение с ошибкой «признательный отзыв» вместо «благодарственный отзыв», ученик понял, что нужно «благодарственный», а написал просто «благодарность» – это, конечно, ошибка. В ответе должно быть ровно то слово, которое исправляет предложение, без изменений смысла и формы.
Главная ошибка – недостаточно чёткое понимание значения слов. Все промахи происходят из-за того, что человек не до конца уверен, что значит то или иное слово, и выбирает «по ощущению». Избежать этого помогают целенаправленные тренировки с проверкой по словарю.

Советы эксперта по работе с паронимами

Как же эффективно выучить паронимы и уверенно решать пятое задание? Вот несколько рекомендаций:
  • Работайте со словарём паронимов регулярно. Возьмите официально рекомендованный словарик (ФИПИ) и разделите его, например, на группы по алфавиту. Каждый день учите 5–10 слов. Важно не просто зазубрить, а осмыслить разницу. Читайте определения и примеры из словаря – так слова запоминаются в контексте.
  • Составляйте карточки или таблицы. Заведите два столбца: в одном - пароним 1, в другом - пароним 2. Пишите рядом короткое пояснение или пример. Можно закрывать рукой один столбец и проверять себя, вспоминая пару. Такие карточки удобно тасовать и повторять в любом порядке.
  • Придумывайте собственные примеры. После того как узнали значения пары слов, придумайте по одному предложению с каждым. Например: «эффективное лечение принесло быстрый результат» vs «эффектный номер вызвал аплодисменты». Когда вы самостоятельно употребляете слова, вы лучше улавливаете разницу в их употреблении.
  • Обращайте внимание на устойчивые сочетания. Многие паронимы входят в распространённые фразы: абонемент в библиотеку, атмосферное давление, исторический факт (не «историчный») и т.п. Запомнив правильные словосочетания, вы автоматически будете избегать ошибок.
  • Проверьте себя заданиями прошлых лет. Найдите сборники или онлайн-тренажёры с заданиями 5 прошлых лет (например, на платформе «Сдам ЕГЭ», сайте ФИПИ или аналогичных ресурсах). Попрактикуйтесь, решая несколько вариантов. Это поможет выявить «скользкие» места – те паронимы, которые вы ещё путаете.
  • Не полагайтесь на интуицию – уточняйте. Если при выполнении задания 5 вы не уверены на 100% в значении слова, лучше потратить лишнюю минуту и проверить по словарю.
  • Выявите свои слабые пары. У каждого могут быть «свои» коварные паронимы, которые никак не запоминаются. Выпишите их отдельно крупно, найдите ассоциации или «ключи» к ним. Например, чтобы различить «вековой» (многовековой, очень старый) и «вечный» (бесконечный, непрерывающийся), можно связать вечный – с идеей вечности, бесконечности (оба слова через веч*), а вековой – с веком, столетием. Такие ассоциации помогают лучше закрепить материал.
Следуя этим советам, вы постепенно натренируете насмотренность и чутьё на паронимы. К экзамену у вас уже не возникнет паники при виде знакомых «коварных» слов – вы будете уверены в их значении и использовании.

Часто задаваемые вопросы

Заключение

Задание № 5 ЕГЭ по русскому языку может показаться простым, но именно здесь школьники часто теряют баллы из-за невнимательности и путаницы в значениях слов. Чтобы избежать ошибки, нужно не только знать паронимы, но и уметь применять знания на практике.

Мы занимаемся репетиторством по русскому языку и готовим к ЕГЭ в онлайн-формате. Перед началом занятий мы обязательно проводим бесплатную диагностику — это помогает выявить ваш уровень знаний, определить сильные и слабые стороны и составить индивидуальный план подготовки.

Запишитесь к нам, и вы получите персональное сопровождение от опытных преподавателей, отработаете задания разных уровней сложности и выйдете на экзамен уверенным в своих силах. Начать подготовку можно уже сегодня.
Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Я Мотя,
чат-бот в Telegram
запишу вас на
Диагностику