Задание №3 ЕГЭ по русскому языку: стили речи

Опубликовано: 10.09.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Даже если теория кажется запутанной, решение есть. Мы собрали пошаговый алгоритм, ключевые признаки и практические задания, которые помогут закрепить материал и избежать типичных ошибок.
Подготовка к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку требует умения определять стили речи и анализировать текст. Это задание проверяет вашу способность проводить стилистический анализ: узнавать, в каком стиле написан фрагмент, какова цель автора, какие языковые средства используются. Несмотря на то, что за верное выполнение задания 3 можно получить всего 1 балл (первичный), оно важно для понимания текста и часто выполняется с ошибками. Разобравшись в стилях речи и характерных признаках каждого, вы повысите свои шансы набрать максимальные баллы на экзамене.

Зачем нужно уметь определять стиль речи? Прежде всего, это помогает правильно понять замысел автора и назначение текста. Например, художественный рассказ и официальный документ пишутся по разным правилам и с разными целями. В задании №3 вам встретится небольшой отрывок текста, к которому нужно выбрать из нескольких утверждений только верные характеристики – те, что соответствуют стилю, целям и языковым особенностям этого текста. Ниже мы рассмотрим формулировку задания, алгоритм его выполнения, теорию по стилям речи, а также разберем примеры решений, типичные ошибки и дадим полезные советы.

Пример формулировки задания

Формулировка этого задания в ЕГЭ стандартна. Она выглядит так:
«Задание 3: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов».

Вам предоставляется перечень из 5 утверждений о прочитанном тексте (например, о его стиле, цели автора, лексических или синтаксических особенностях и др.). Необходимо выбрать все утверждения, которые верно описывают текст, опираясь на содержание самого текста и знания стилистики. Количество правильных вариантов может быть от 2 до 4. Порядок записи цифр не важен,  главное - перечислить верные номера без ошибок.

Алгоритм выполнения задания №3

Как же последовательно выполнять задание №3? Ниже приведен пошаговый алгоритм:
  1. Внимательно прочитайте текст. Определите его тему, основные мысли и стиль речи. Спросите себя: к какому стилю (или функциональной разновидности языка) относится этот текст? Это может быть научный, официально-деловой, публицистический, разговорный стиль или язык художественной литературы. От правильного определения стиля зависит успех в выполнении задания.
  2. Определите цель и адресата текста. Подумайте, с какой целью автор написал текст – информировать, объяснить, убедить, описать, выразить чувства? Кто читатель – широкий круг людей, специалисты, официальные лица, друзья в беседе? Эти моменты тесно связаны со стилем и часто упоминаются в вариантах ответов.
  3. Прочитайте каждое утверждение из задания. Не спешите сразу принимать решение – сначала проанализируйте его содержание.
  4. Проверяйте факты из утверждений по тексту. Если в варианте ответа говорится об использовании какого-то слова или приемов – найдите их в тексте. Если утверждается цель текста или его адресат – сопоставьте с содержанием: действительно ли текст нацелен на это?
  5. Анализируйте каждое утверждение целиком. Помните, что утверждение засчитывается как верное, только если все содержащиеся в нём факты верны. Если хотя бы одна часть неверна, всё утверждение считаем неверным. Например, вариант может содержать два факта: наличие разговорного слова и риторических вопросов. Если одно из них не подтверждается текстом, утверждение в целом неверно.
  6. Отбирайте верные утверждения. По каждому пункту сделайте вывод – верно он характеризует текст или нет. Верные – отметьте (например, обведите номер кружком), неверные – вычеркните. В итоге должны остаться 2–4 номера правильных ответов.
  7. Запишите номера верных ответов. В бланке ЕГЭ ответы на задание 3 записываются подряд в строку без пробелов и других символов. Порядок неважен, но удобнее перечислять по возрастанию номеров.
Чтобы уверенно справляться с утверждениями в задании №3, нужно помнить основы синтаксиса: какие бывают главные и второстепенные члены предложения. Ниже таблица поможет быстро вспомнить их признаки.

Таблица №1. Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения Что обозначают Вопросы Примеры
Главные
Подлежащее Основное действующее лицо; обозначает количество действующих лиц Кто? Что? Двое друзей ушли на прогулку. / Двадцать пять из ста опрошенных согласны. / Большинство змей являются ядовитыми.
Сказуемое Действие, состояние или характеристика подлежащего Что делает? Каков? Что такое? Учёный работает. Факт очевиден.
Второстепенные
Дополнение Предмет, на который направлено действие Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? Кого? Что? О ком? О чём? Читаю книгу.
Определение Признак предмета Какой? Чей? Научная работа.
Обстоятельство Условия действия (место, время, причина, цель и др.) Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Как? Зачем? Насколько? Живу в Москве, приехал сегодня.
Теперь важно вспомнить, что такое грамматическая основа. Это подлежащее и сказуемое, то есть «каркас» любого предложения. На экзамене нередко встречаются формулировки: “предложение односоставное”, «в грамматической основе — простое глагольное сказуемое». Чтобы не запутаться, используем таблицу.

Таблица №2. Грамматическая основа предложения

Теперь, когда каркас предложения (подлежащее + сказуемое) понятен, разберёмся, как устроены сами предложения целиком: чем простые отличаются от сложных и что такое «осложнённые» конструкции. Это важно, потому что в задание №3 часто проверяют признаки вроде ССП/СПП, однородных членов, вводных слов.

Таблица №3. Простые, сложные и осложнённые предложения

Важно:
  • В №3 часто путают «осложнённое простое» и «сложное предложение».
  • Подсказка: считаем грамматические основы. Если одна → простое (пусть даже осложнённое). Если две и больше → сложное.
Следуя этому алгоритму, вы системно проверите каждое условие и не пропустите ошибку. Особенно важно сразу правильно определить стиль текста – это база для проверки остальных утверждений.
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Теория: стили речи и их характеристики

В русском языке выделяют пять основных функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и художественный (язык художественной литературы). Каждый стиль имеет свою сферу употребления, задачи, черты и набор языковых средств. Рассмотрим их кратко, а подробные признаки приведены в таблице.
  • Научный стиль служит для передачи точной информации, объяснения и доказательства фактов. Употребляется в науке, образовании, популяризации знаний. Тексты научного стиля (в том числе научно-популярные) адресованы специалистам или интересующимся читателям. Язык при этом строгий, логичный, без эмоциональных оценок. Преобладают термины, обобщающие понятия, используется объективный тон изложения.
  • Официально-деловой стиль используется в законах, документах, деловых бумагах для передачи деловой информации и регламентации. Цель – сообщить факты, распоряжения или установить договоренности. Характерны точность формулировок, стандартизированные обороты, отсутствие экспрессии. Текст адресован официальным лицам или организациям. Лексика канцелярская, много существительных, часто применяются шаблонные выражения, сложные составные конструкции.
  • Разговорная речь – это стиль повседневного неофициального общения. Цель – обменяться мыслями, установить контакт в бытовой обстановке. Для него характерны непринужденность, эмоциональность, простота. Используется разговорная лексика, жаргонные словечки, простые короткие фразы, возможны неполные предложения, восклицания. Разговорный стиль адресован друзьям, знакомым, семье – то есть используется в диалоге и неформальной обстановке.
  • Публицистический стиль применяется в СМИ, статьях, выступлениях, блогах – там, где нужно донести идею до широкой аудитории и повлиять на её мнение. Цели публицистического текста – сообщить важную информацию и одновременно воздействовать на читателя или слушателя, убедить, побудить к действию или размышлению. Для этого стиля характерны образность и эмоциональность, оценочная лексика, призывы, риторические вопросы, яркие примеры. Автор часто выражает свою позицию. Лексика может сочетать общественно-политические термины и простые слова, иногда используются элементы разговорной речи для эффекта. Стиль адресован массам, поэтому язык понятный и более выразительный, чем в научном.
  • Художественный стиль (язык художественной литературы) используется писателями для создания художественных образов в прозе и поэзии. Его главная задача – эстетическое воздействие на читателя через образное осмысление мира. В художественных текстах возможна любая лексика – от возвышенной до просторечной – всё подчинено замыслу автора. Широко используются изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, звукопись и т.д. Синтаксис разнообразный: могут быть и короткие фразы в диалогах, и сложные описательные периоды. В художественном стиле часто встречаются элементы других стилей (например, речь персонажей может быть официальной или разговорной – в зависимости от образа). Адресован художественный текст широкому читателю, но предполагает эмоциональное восприятие и мыслительную работу по расшифровке образов.
Теперь сведём ключевые особенности стилей в наглядную таблицу:

Обратите внимание: тексты научно-популярного характера (адаптированные для неспециалистов) относятся к научному стилю, хотя пишутся более понятным языком. А художественный стиль может включать элементы всех остальных для создания образов. Публицистический же стиль нередко пересекается с художественным и научным (например, эссе может быть эмоциональным, но при этом содержать факты и анализ). Важно уметь различать доминирующий стиль по цели текста и совокупности признаков.

Сравнение научного и публицистического стиля

Одной из самых распространённых сложностей для учащихся является различие между научным и публицистическим стилями. Оба стиля могут описывать реальные факты, использовать рассуждения, и в обоих случаях встречаются сложные конструкции. Однако их цели и тон различаются. Рассмотрим основные отличия в формате сравнительной таблицы:
Как видно, главное отличие – публицистический текст старается эмоционально вовлечь читателя, тогда как научный излагает материал беспристрастно. Если в тексте есть призыв, оценка, риторические вопросы – перед вами публицистика. Если же изложение спокойное, безличное, наполненное терминами – скорее всего, научный стиль.

Примеры решения задания №3

Рассмотрим на практике, как выполняется задание №3, с двумя разными текстами и стилями речи. Мы проанализируем примеры и покажем, какие утверждения и почему являются верными.
Текст: Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?

Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?

Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.
(По В.В. Одинцову)

Задание №3 к тексту: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
  1. В тексте используется разговорное слово («копать») и риторические вопросы (А что если сравнивать разные языки? Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?).
  2. Цель автора текста: убедить читателя в необходимости изучать русский язык.
  3. Текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с действиями взрослых, желающих узнать свое речевое поведение в детстве на основе наблюдений над действиями детей.
  4. Текст относится к научному стилю речи, так как в нем присутствуют языковые средства, характерные для данного стиля. К лексическим средствам относятся термины (лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков). К морфологическим особенностям можно отнести употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении (обнаруживают, раскапывают, находят, распределяются, употребляются). К синтаксическим особенностям относится использование составных именных сказуемых (вещи реальны, конкретны).
  5. Наряду с характерными особенностями художественного стиля (отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность), текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией, обусловленной желанием воздействовать на адресата, заинтересовать его.
Давайте проанализируем каждое утверждение и определим, верно оно характеризует текст или нет.

1. В тексте используется разговорное слово («копать») и риторические вопросы (А что если сравнивать разные языки? Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?)). Здесь в одном утверждении содержится два факта: про слово «копать» и про риторические вопросы. Проверим по тексту.
  • Первый факт: слово «копать» действительно встречается в предложении: «А где “копать” лингвисту?». Очевидно, что это слово употреблено не в прямом смысле (никто не роет землю лопатой), а в переносном – «доискиваться, расследовать». В прямом значении «копать» – слово нейтральное, но в переносном значении оно приобретает разговорную окраску. Значит, автор намеренно использует разговорное слово «копать» для образности. Этот факт подтверждается.
  • Второй факт: риторические вопросы. Напомним, риторический вопрос – это вопрос, который не требует ответа (он либо уже ясен, либо ответ получить невозможно); обычно задаётся для усиления выразительности, привлечения внимания к проблеме. В нашем тексте действительно есть вопросы: «А что если сравнивать разные языки? Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?» – автор спрашивает, но не ожидает ответа от читателя, вместо этого сам далее объясняет. Эти вопросы выполняют функцию привлечения внимания и логически структурируют рассуждение. Они очевидно риторические. Таким образом, оба факта в первом утверждении верны.
Вывод: утверждение 1 полностью правильное, оно входит в ответ. (Пометим номер 1 как верный.)

2. Цель автора текста: убедить читателя в необходимости изучать русский язык. Чтобы оценить это, нужно понять основную цель текста. Прочитав текст, видим: речь идет вовсе не о пропаганде изучения русского языка. Автор рассуждает об историческом развитии языков, об интересе ученых к древним языкам, сравнивает их. Русский язык упоминается лишь мимоходом (как один из примеров родственных языков, наряду с украинским). Нигде автор не пытается убедить читателя изучать русский язык. Таким образом, цель, указанная в утверждении 2, не соответствует содержанию.
Вывод: утверждение 2 неверное. (Зачеркиваем номер 2 как неправильный.)

3. Текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с действиями взрослых. Здесь утверждается адресат текста – неспециалисты, и приводятся факты об упрощении изложения: аналогия между работой археолога и лингвиста, сравнение действий историка языка со взрослыми и детьми.

Действительно, текст посвящен лингвистике – научной теме, но написан достаточно доступно. Несмотря на наличие терминов и серьезную тему, смысл понятен любому заинтересованному читателю. Автор специально вводит аналогии и сравнения, чтобы объяснить сложные вещи простым языком. В тексте мы видим аналогию между работой археолога, который раскапывает поселения, и лингвиста, который «копает» в языке. Также есть сравнение: историк языка уподоблен взрослому, вспоминающему свое детство через наблюдение за детьми – эта образная параллель тоже облегчает понимание. Такие приемы действительно помогают неспециалистам понять научные идеи. Значит, текст рассчитан на широкую публику (в том числе старшеклассников), а не только на узких специалистов.
Вывод: утверждение 3 верное – и по смыслу (публика – неспециалисты), и по указанным фактам (приемы аналогии и сравнения действительно используются). (Отмечаем 3 как верный ответ.)

4. Текст относится к научному стилю речи, так как в нем присутствуют языковые средства, характерные для данного стиля. Далее перечисляются эти средства: лексические (термины), морфологические (глаголы в настоящем «вневременном» значении) и синтаксические (составные именные сказуемые). Утверждение объемное, проверим по частям:
  • Стиль текста. Мы уже предположили, что стиль – научный (точнее, научно-популярный подстиль, что входит в научный функциональный стиль). Текст имеет научную тематику, информативен, стремится объяснять явления (признаки науки), при этом рассчитан на массового читателя (популярность изложения). Это не публицистика, т.к. нет призывов, оценки актуальных соц. проблем или эмоционального влияния; это именно научно-популярный стиль. Следовательно, первая часть утверждения – «текст относится к научному стилю» – верна.
  • Лексические средства: перечислены слова лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков. Это терминология из области языкознания. Такие слова действительно есть в тексте и являются научными терминами (или номенклатурными названиями). Их использование характерно для научного стиля. Проверяем: все эти слова мы видим в тексте. Да, терминология присутствует.
  • Морфологические особенности: употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении – имеется в виду, что глаголы настоящего времени используются для описания фактов, закономерностей, которые вообще не привязаны к конкретному времени, а всегда верны. Например, в тексте: «археологи обнаруживают, раскапывают, находят...», «ответы на эти вопросы могли дать древние языки» – действия ученых описаны в настоящем времени, хотя речь о прошлом и вообще о принципах работы. Это типично для научного изложения: настоящее время используется в значении постоянного присутствия факта (так называемое настоящее обобщенное, или вневременное). Да, такие глаголы есть.
  • Синтаксические особенности: составные именные сказуемые (пример: «вещи реальны, конкретны»). Составное именное сказуемое – это связка (глагол быть или аналог) + именная часть (существительное, прилагательное и т.д.) либо просто именная часть в настоящем времени (как в нашем случае связка опущена: «вещи [есть] реальны»). В тексте действительно встречается фрагмент: «вещи реальны, конкретны». Здесь подлежащее «вещи», сказуемое выражено прилагательными «реальны, конкретны» – налицо составное именное сказуемое. Такие конструкции характерны для научного стиля, где часто даются утверждения через связку (X есть Y).
Все перечисленные языковые особенности присутствуют. Добавим, что и общий тон текста – объективный, безличный, с обилием фактов – тоже подтверждает научный стиль.
Вывод: каждое из положений пункта 4 подтверждается текстом. Утверждение 4 верное. (Отметим 4 как правильный ответ.)

5. Наряду с характерными особенностями художественного стиля (отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность), текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией... Здесь сразу бросается в глаза несоответствие: перечисленные в скобках «отвлеченность, обобщенность, логичность, точность» названы характерными особенностями художественного стиля. Но на самом деле такие качества свойственны скорее научному стилю! Художественный стиль, напротив, обычно конкретен (а не отвлечен) в деталях, может быть нелогичным ради художественного замысла, и не обязан быть точным – он образный. Создается впечатление, что в утверждении намеренно перепутаны характеристики стилей, чтобы проверить нашу внимательность. Наш текст, как мы установили, научный по стилю. И в нём нет ярко выраженной эмоциональности и экспрессии – авторский тон сдержан. Желания воздействовать эмоционально на читателя у автора нет (он скорее хочет заинтересовать фактами, но не более). Таким образом, пятая фраза ошибочна дважды: и перечисленные «особенности художественного стиля» на самом деле к художественному не относятся, и наш текст этими качествами не обладает.
Вывод: утверждение 5 однозначно неверное. (Зачеркиваем пункт 5.)

Итак, проверив все варианты, мы пришли к ответу, что верными являются утверждения № 1, 3 и 4. Именно эти цифры и нужно записать в бланк. Такой подход – тщательная проверка каждого факта – нужно применять всегда. В таблицах ниже мы как раз собрали информацию, которая поможет вам быстро вспомнить признаки каждого стиля и уверенно выполнять задание 3.

Задания для самостоятельного выполнения

Типичные ошибки и их объяснения

Задание №3 кажется легким, но на практике экзаменуемые часто допускают ошибки. Вот наиболее типичные ошибки и затруднения, о которых стоит знать заранее:
  • Неправильное определение стиля текста. Это ключевой момент: если вы спутали публицистический стиль с научным или не распознали официальный документ, то многие утверждения будете оценивать неверно. Например, научно-популярные тексты иногда ошибочно принимают за публицистические из-за простой подачи материала, или художественный отрывок – за разговорный стиль из-за диалогов. Решение: тренируйтесь определять стиль по совокупности признаков (цель, лексика, тон, типичный жанр).
  • Смешение цели и темы. Утверждения о цели автора часто путают с темой текста. Помните: тема – о чем текст, а цель – зачем он написан, что автор хотел сделать. Например, тема может быть о языках, а цель – популяризация научного знания, а не призыв что-то делать. Не приписывайте автору целей, которых нет (как в неверном варианте “убедить изучать русский язык” из примера).
  • Неучет “двойных” утверждений. Экзаменационные варианты часто содержат несколько фактов под одним номером. Ошибка – увидеть верный факт и сразу считать весь пункт правильным, не дочитав вторую часть. Помните, что надо проверить КАЖДУЮ часть. Если хотя бы одна из перечисленных характеристик не подтверждается, смело вычеркивайте весь пункт.
  • Перепутанные признаки стилей. Составители могут дать характеристику, взяв черты одного стиля, но приписав другому. Например, как в примере, качества научного текста назвать “особенностями художественного”. Невнимательный ученик может подумать: “о, логичность и точность – это же хорошо, наш текст такой, значит художественный”. В результате и стиль неверно определится, и ответ будет ошибочным. Решение: опирайтесь на чёткие знания о стилях (см. таблицу выше) и не позволяйте себя запутать.
  • Игнорирование языковых терминов. В утверждениях могут быть специальные термины: составное именное сказуемое, риторический вопрос, канцеляризм, вводное слово и т.д. Некоторые ученики теряются, не помня точно этих значений. Это мешает правильно проверить факт. Совет: повторите основные термины по лексике и синтаксису. В задании 3 встречаются понятия: лексические средства (синонимы, термины, эмоциональная лексика), морфологические особенности (формы слов: время глагола, форма сказуемого), синтаксические средства (виды предложений, однородные члены, обращения, вопросы) и тропы/фигуры (метафора, эпитет, риторический вопрос, повтор). Зная эти термины, вы не ошибётесь при их выявлении в тексте.

Советы эксперта

Возьмите на вооружение несколько рекомендаций, которые помогут быстро и правильно справиться с заданием №3:
  • Определяйте стиль по ключевым маркерам. Прочитав текст, сразу ищите “сигналы”: есть ли научные термины или даты (намёк на научный стиль), есть ли эмоциональные восклицания или призывы (признак публицистики), присутствуют ли разговорные словечки или диалог (разговорный стиль), много ли канцеляризмов и официальных названий (деловой стиль), или это художественное повествование с образами. Отметьте для себя 2–3 главных признака – это поможет сузить варианты.
  • Определите тему и цель еще до чтения вариантов. Сформулируйте кратко: «Этот текст о ..., написан чтобы ...». Например: «Текст о языках, цель – рассказать об их истории (просветить)». Тогда сразу отпадут неверные утверждения про другие цели.
  • Проверяйте каждое утверждение последовательно. Не пытайтесь удержать в голове сразу всё – идите по порядку. Нужно держать текст перед глазами и буквально находить в нём подтверждение или опровержение для каждого пункта.
  • Следите за формулировками. В вариантах ответов часто используются слова-ловушки: «единственный», «только», «все», «преимущественно». Например: «в тексте преимущественно книжная лексика» – это значит, что могут быть и слова других стилей. Будьте внимательны к этим словам. Если сказано «единственная цель – ...», а вы видите и другую – утверждение ложное.
  • Не бойтесь длинных утверждений. Они выглядят пугающе, но обычно разбиваются на части, проверяемые по очереди. Разделите мысленно предложение на сегменты и проверяйте каждый. Так вы ничего не упустите.
Отработайте навык на практике. Чем больше текстов разных стилей вы проанализируете, тем быстрее будете определять их особенности. Попрактикуйтесь на сборниках ЕГЭ или примерах, подобных приведенным выше, чтобы выработать чутьё на стиль.

Часто задаваемые вопросы

Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Я Мотя,
чат-бот в Telegram
запишу вас на
Диагностику