Члены предложения | Что обозначают | Вопросы | Примеры |
---|---|---|---|
Главные | |||
Подлежащее | Основное действующее лицо; обозначает количество действующих лиц | Кто? Что? | Двое друзей ушли на прогулку. / Двадцать пять из ста опрошенных согласны. / Большинство змей являются ядовитыми. |
Сказуемое | Действие, состояние или характеристика подлежащего | Что делает? Каков? Что такое? | Учёный работает. Факт очевиден. |
Второстепенные | |||
Дополнение | Предмет, на который направлено действие | Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? Кого? Что? О ком? О чём? | Читаю книгу. |
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | Научная работа. |
Обстоятельство | Условия действия (место, время, причина, цель и др.) | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Как? Зачем? Насколько? | Живу в Москве, приехал сегодня. |
Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <...> психологию. «К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».
А вот что сказал Гоголь о Дале: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».
Народ одаривал Даля словами, пословицами, песнями, сказками, легендами, прибаутками. Сопровождавший Даля в поездках по деревням Мельников-Печерский отмечал: жители были убеждены, что собиратель слов вышел из крестьянской среды.
Своему детищу – а это около двухсот тысяч слов – Даль отдал полвека своей жизни. Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню. Слова начинают говорить, улыбаться, резвиться, дружить или соперничать, смеяться и плакать, могут завести в дебри или вывести в чистое поле.
Посмотрим, как определяет Даль «слово»: «сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие, речение».
(По В.И. Страдымову)
Задание №3. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Правильный ответ: 123.
1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей…
Это действительно так. Автор даёт факты, но подаёт их образно: использует олицетворения («слова начинают говорить, улыбаться, резвиться») и развернутую метафору («Его словарь – это не склад…»). Эти приёмы характерны для художественно-публицистического текста и делают повествование эмоциональным. → Утверждение верное. ✅
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные…
В тексте есть цитаты Белинского и Гоголя, а также конкретная цифра («около двухсот тысяч слов»). Это придаёт высказыванию убедительность, создаёт эффект достоверности. → Утверждение верное. ✅
3) Восклицательное предложение и лексический повтор…
В цитате Белинского: «Как хорошо он знает его натуру!» – восклицательная форма придаёт речи экспрессию. Далее следует повтор: «Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком» – это усиливает выразительность и подчеркивает мысль. → Утверждение верное. ✅
4) Официально-деловой стиль…
Неверно: стиль текста не официальный, а художественно-публицистический. Никаких «деловых» конструкций здесь нет. ❌
5) Научный стиль и термины…
Неверно: текст образный, эмоциональный, а терминов в строгом научном смысле нет. Словосочетания «в корню, в стержне» – это метафоры, а не научная терминология. ❌
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К.Г. Паустовскому)
Задание №3. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Правильный ответ: 345.
1) ❌ Неверно: текст не научный. Автор пишет образно, сравнивает архитектуру и прозу.
2) ❌ Неверно: в тексте есть эмоциональная лексика («величественнее», «истинное наслаждение»).
3) ✅ Верно: эпитеты «тяжеловесной и неуклюжей композиции» показывают, чего избегать в прозе.
4) ✅ Верно: выразительность поддерживается рядами однородных членов и синтаксическим параллелизмом.
5) ✅ Верно: Паустовский восхищается классическими формами и сравнивает их с прозой.
– После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда. Стоим, ждём, когда колонна пленных пройдёт (они там кирпичный завод строили), гляжу – здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.
– Товарищ, спасибо, спасибо! – кинулся обнимать.
И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, на нейтральной полосе, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы – в снег, и они – в снег. Нам очень нужен был пленный, было <...> объявлено: «За пленного – отпуск домой». Я успел заметить: качнулась ёлочка, и выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идёт к убитому – автомат, гранаты в сторону. Мой связной подскочил: «Хенде хох!» А немец – ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет: «Мой земляк. Мой земляк... Мне жизнь два раза спасал...»
Я вынул из кобуры убитого браунинг, забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить...»
К фашистам жалости не было. Но пленных я приказывал пальцем не трогать. Этот пленный много ценного рассказал. Мы с ребятами отпуск домой с фронта получили. А немец, видно, хорошо запомнил слова: «Теперь будешь жить...» – через три года узнал. Хорошо и по-русски говорить научился. Наверное, он и сейчас жив, нестарый был немец.
(По В.М. Пескову)
Задание №3. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
Правильный ответ: 123.
1) ✅ Верно: текст действительно начинается с указания времени и места («После войны, в сорок шестом году… На станции “Тучково”...»).
2) ✅ Верно: встречаются разговорные слова («здоровенный», «с ребятами»), создающие естественность речи.
3) ✅ Верно: выразительность поддерживают параллелизм, инверсия, фразеологизмы («носом к носу», «ноль внимания»).
4) ❌ Неверно: стиль текста не официальный, а художественный с элементами разговорной речи.
5) ❌ Неверно: вводные слова есть, но утверждение некорректное — текст не научный, и тезис про «научные тезисы» не соответствует.