Задание №1 ЕГЭ по русскому языку: служебные части речи

Опубликовано: 05.09.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Если служебные части речи путают — не страшно. Пошагово покажу, как «считывать» связь между предложениями и безошибочно подставлять нужное слово. В конце — задания для самопроверки.
Задание №1 в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение учащегося устанавливать логико‑смысловые связи между предложениями (фрагментами) текста. Это очень важно: служебные части речи (союзы, предлоги, частицы) – ключевые средства связи. Непонимание их функций лишит возможности связно прочесть текст. За каждый правильный ответ даётся 1 первичный балл. В практике ЕГЭ первого задания обычно требуют вставить на место пропуска подходящий союз, предлог или частицу. Для успешного выполнения задания знание служебных частей речи – залог успеха, так как именно они связывают идеи в тексте.

Пример формулировки задания

Формулировка задания 1 всегда указывает, какая часть речи требуется. Например: «Подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз» или «Вставьте подходящий предлог (частицу) на место пропуска». В демоверсии ЕГЭ могут быть такие формулировки:
  • «Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение». (Аналогично звучат формулировки для союзов, частиц, предлогов.)
  • Или: «Вставьте пропущенный предлог, исходя из смысла текста, и запишите его».
Таким образом, важно сразу определить, какую служебную часть речи просят вставить.

Алгоритм выполнения

Для верного решения следуйте простому алгоритму:
  1. Чтение контекста. Прочитайте предыдущее предложение, затем предложение с пропуском. Поймите общую мысль и связь фраз (противопоставление, причинно‑следственные отношения, перечисление и т.д.).
  2. Поиск по смыслу. Попытайтесь восстановить пропущенное слово (слова) по смыслу. Если сразу ничего не приходит, прочитайте вслух оба предложения несколько раз.
  3. Фиксация вариантов. Запишите в столбик все варианты, которые могут подходить по смыслу.
  4. Проверка части речи. Уточните в условии, какая часть речи или разряд слов вам нужен (союз, предлог, частица и т.д.). Из списка вариантов выберите тот(и те), что являются этой частью речи.
  5. Учёт «составного» ответа. Если в условии указано «составной», помните, что это значит два или более слов. Например, «не только – но и», «ввиду того что», «не то чтобы…» – сложные конструкции, пишутся через пробел или дефис.
Таким образом, алгоритм прост: внимательно читайте текст, находите по смыслу подходящее слово или словосочетание, потом проверяйте его грамматическую категорию.

Теория: служебные части речи

Служебные части речи – это союзы, предлоги, частицы. Они не обозначают предметы или действия, а служат для связи в предложении и тексте.

Союзы

Союз – служебная часть речи, которая связывает слова, части сложного предложения и предложения. По структуре союзы бывают простые (однословные) и составные (два слова и более). По функции различают:
  • Сочинительные союзы – связывают однородные члены предложения или равноправные части сложного предложения. Например: соединительные (и, да=и, тоже, также), противительные (а, но, зато, однако, же) и разделительные (или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли).
  • Подчинительные союзы – служат для присоединения придаточных предложений. К ним относятся простые (что, чтобы, когда, если и др.) и составные союзы («потому что», «ввиду того что», «так как», «как будто», «лишь только» и т.д.)

Таблица №1. Сочинительные союзы

Союзные слова

Союзные слова – похожи на союзы, но сами являются членом предложения (местоимением или наречием). К ним относятся относительные местоимения (что, который, кто, какой, чей, сколько и т.п.) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, как, почему). Например, в предложении «Я знаю то, что нам нужно», слово «что» – союзное слово, вводящее придаточное изъяснение.

Таблица №2. Подчинительные союзы и союзные слова

Союзы
(не являются членом предложения – обводим в кружок)
Союзные слова
(являются членом предложения – подчеркиваем)
Простые Составные Относительные местоимения Местоименные наречия
Что Как будто Что Где
Как Потому что Который Когда
Когда Оттого что Кто Куда
Чтобы Так как Какой Откуда
Пока Так что Каков Как
Будто С тех пор как Чей Почему
Словно В связи с тем что Сколько
Если Лишь только
Точно С тем чтобы
Раз Ввиду того что
Едва Вследствие того что
Лишь
В задании 1 может быть пропущено местоимение, поэтому важно помнить и о разрядах местоимений. Иногда именно они выполняют связующую функцию в тексте.

Таблица №3. Местоимения

Предлоги

Предлог – служебная часть речи, которая служит для выражения отношений между словами (времени, места, причины и т.д.). Например: в школе, на уроке, из‑за опоздания, помимо уроков. Предлоги могут быть непроизводными (на, в, под, к, за, у, над, с, до, от, о, про и др.) и производными (образованы от других частей речи: благодаря, вследствие, ввиду, посредством, в течение, наперекор, помимо, невзирая на, относительно и т.д.). Многие предлоги указывают на пространственные, временные и причинные отношения. Например, предлог «помимо» (производный) означает «в дополнение к чему-либо; кроме», и управляет родительным падежом: «помимо математики, он отлично знает физику».

Таблица №4. Предлоги

Значение предлогов Происхождение
Производные Непроизводные
Пространство Около, вокруг, со стороны В, на, под, к, у, над
Из-за, из-под
Время Перед, в течение, в продолжение Через, к, до, с
Причина Благодаря, вследствие, ввиду
несмотря на, насчет, по причине
По, от, за, из-за
Цель Ради, в целях Для, на
Образ действия Наперекор, навстречу С, без, в, по
Дополнительные Согласно, вместо, наподобие О, об, обо, про, с, по

Частицы

Частица – служебная часть речи, которая придаёт оттенки смысла другим словам или предложениям. Она не изменяется и обычно не является членом предложения. Частицы делятся по значению:

Таблица №5. Частицы.

Частицы помогают понять тон высказывания: подтверждают (да, конечно), отрицают (нет, вряд ли), задают вопрос (разве?), побуждают (пусть будет так), ограничивают (только, лишь), усиливают (же, ведь, даже), сравнивают (будто, словно) и т.д. Именно они уточняют, какой смысл несёт предложение или слово.
Таким образом, знание таблиц союзов, предлогов и частиц позволяет быстро сориентироваться, какую именно часть речи вставлять.
В заданиях №1 иногда требуется вставить не союз или частицу, а вводное слово. Оно выражает отношение говорящего к сообщению (уверенность, эмоции, порядок мыслей и т. д.).

Таблица № 6. Вводные слова и конструкции

Наречия тоже могут использоваться для связи предложений: они указывают на время, место, причину или образ действия. Важно различать их основные разряды.

Таблица №7. Наречия

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Времени
Когда?
Места
Где? Куда? Откуда?
Цели
Для чего? Зачем?
Причины
Почему? По какой причине?
теперьоколоНазлоСгоряча
издавнапоблизостиНарочноСо зла
сначаларядомНа смехСослепу
вовремяспередиВпрокПоневоле
вчерадомаВ насмешкуСпьяну
завтракверхуСдуру
днемиздалекаСпроста
ночьювлевоНеспроста
утромсправа
вечеромвнизу
допозднавверху
зимойизнутри
наканунеиздали
скоро
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Образ действия
Как? Каким образом?
Меры и степени
Насколько?
Сравнительно-уподобительные
Как?
Совместности
приятносовсемвздохнуть по-бабьиприйти вдвоем
заливистооченьходить по-медвежьиделать сообща
вызывающестрашносделать по-нашемубыть заодно
безупречнокрайнестоять столбомпостроиться попарно
исподтишкасовершенноподстричься ёжикомучиться вместе
грустночересчурподняться дыбомостаться наедине
веселовдвое, втрое, впятеро и пр.свернуться калачикомвстретить поодиночке
быстропочтивыступать в одиночку
медленночрезвычайно
угнетающеслегка
вызывающеисключительно
блестящегораздо
кричащемного
шагомнемного
пешкомабсолютно
бегомчуть
чуть-чуть
еле
еле-еле
едва
капельку
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Задания для самостоятельного выполнения

Типичные ошибки и их объяснения

  • Непонимание контекста. Ученик иногда вставляет слово по чисто грамматической форме, не учитывая общий смысл. Например, ставит «что» вместо «так как» только потому, что «что» похоже на союз, хотя контекст требует причины. Важно читать предыдущее предложение и понимать связь.
  • Неверная часть речи. Часто ставят слово-синоним, но не нужной части речи. Например, при требовании союза вставляют слово «который» (местоимение), или вместо предлога ставят наречие. Всегда проверяйте, именно ли требуемая часть речи стоит в ответе (см. условие задачи).
  • Пропуск слова составного союза. Если в ответе нужен составной союз («так как», «не только… но и» и др.), некоторые пишут одно слово вместо двух. Помните, что «составной» означает два слова и более.
  • Перепутанные предлоги. Из-за похожего звучания учащиеся могут брать «вследствие» вместо «ввиду», «за исключением» вместо «помимо» и т.д., что меняет смысл.
Понимание типичных ошибок помогает их избежать при подготовке.

Советы эксперта

  • Читайте текст целиком: не зацикливайтесь только на предложении с пропуском. Часто нужное слово очевидно из предыдущего предложения.
  • Выделяйте ключевое слово: найдите слово перед пропуском – от него зависит смысл связи.
  • Определяйте функцию: подумайте, какую связь выражает пропущенное слово – причина, следствие, перечисление, уточнение, ограничение и т.д. Это подскажет нужный союз/предлог/частицу.
  • Проверяйте на громкость: прочитайте место с пропуском вслух, подставив разные варианты; часто именно при чтении вслух сразу находится правильная связка.
  • Записывайте варианты и отмечайте часть речи: как в алгоритме – выпишите возможные слова, затем отберите по условию (нужен союз, предлог или частица).
  • Знайте таблицы: держите в уме классификации союзов и частиц (см. выше таблицы). Знание того, что «так как» – союз, а «так» – наречие, предотвращает ошибки.
  • Тренируйтесь на примерах: разбирайте реальные задания ЕГЭ (например, с официального сайта ФИПИ, из демоверсий и т.д.). Это помогает выработать чувство языка.

Часто задаваемые вопросы

Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Я Мотя,
чат-бот в Telegram
запишу вас на
Диагностику