• »
  • »

Как подготовиться и написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку на 22 балла: подробная инструкция

Опубликовано: 09.07.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Сочинение на ЕГЭ — ключ к высоким баллам. Вместе мы освоим структуру, научимся аргументировать и писать так, чтобы уверенно сдать экзамен.
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку — задание, которое пугает многих выпускников не меньше, чем весь экзамен. А зря: именно оно даёт возможность заработать до 22 баллов, что составляет почти половину от общего числа первичных баллов. Грамотно написанная работа может стать тем самым шансом выйти на высокий результат — и даже компенсировать неудачи в других заданиях.

Как подготовиться? С чего начать? Что важно учитывать? В этой статье мы пошагово расскажем, как написать сочинение по всем критериям ФИПИ, привести грамотные примеры, избежать распространённых ошибок и получить заветные 22 балла.

Шаг 1. Разбираемся в критериях оценивания

Прежде чем писать сочинения, важно чётко понимать, по каким правилам они оцениваются. Именно знание критериев позволяет осознанно строить текст и не терять баллы по невнимательности.

Сочинение по русскому языку на ЕГЭ — это мини-эссе на заданную проблему, написанное по предложенному тексту. С 2025 года задание уже включает формулировку проблемы, поэтому выпускнику остаётся проанализировать позицию автора, дать собственное мнение и соблюсти структуру из 7 абзацев.

Проверка работы осуществляется по 10 критериям, за каждый из которых можно получить от 0 до 3 баллов. Ниже представлена таблица с пояснением, за что именно начисляются баллы и какие требования нужно выполнить:

Таблица критериев оценки сочинения ЕГЭ 2025

Важно помнить: если вы неверно определили позицию автора (К1 = 0), то К2 и К3 автоматически тоже обнуляются. Поэтому с понимания текста нужно начинать!

Если в вашей работе меньше 150 слов, то по критериям К7-К10 вы сможете при безошибочном написании получить только по 2 балла максимум. Если в работе менее 100 слов, то работа полностью обнуляется. Обнуляется сочинение и в том случае, если выпускник пишет работу без опоры на данный текст, а просто рассуждает на данную тему.

Шаг 2. Как подготовиться к сочинению: от чтения текста до выбора аргументов

Теперь, когда вы разобрались с критериями, пора перейти к эффективной подготовке. Писать сочинения без системы — всё равно что пытаться собрать пазл вслепую. Этот этап научит вас анализировать текст, формировать свои аргументы и уверенно действовать на экзамене.

1) Учимся анализировать текст

На ЕГЭ по русскому языку вы получите небольшой (обычно до 300 слов) публицистический или художественный текст. В нём уже сформулирована проблема, а ваша задача — понять позицию автора, найти два примера, проанализировать их, а затем выразить собственное мнение.

Чтобы не растеряться, действуйте по алгоритму:

Как читать текст на ЕГЭ:
  1. Прочтите внимательно дважды.
  2. Подчеркните ключевые мысли: проблема, отношение автора, примеры.
  3. Найдите два разных эпизода, которые раскрывают проблему с разных сторон.
  4. Сразу прикиньте: между примерами будет противопоставление, дополнение или причина–следствие?
  5. Определите авторскую позицию. Она может быть явной (в конце текста) или скрытой — тогда сделайте вывод по подтексту.
Полезный лайфхак: уже при первом прочтении на черновике рисуйте схему:

  • Проблема: …
  • Автор считает: …
  • Пример 1: …
  • Пример 2: …
  • Связь: …
Это упростит работу над сочинением.

2) Понимание типовых тем и критериев

Тексты в ЕГЭ чаще всего посвящены нравственным, социальным или общечеловеческим темам: отношения между людьми, выбор, совесть, доброта, воспитание, роль книги, влияние войны на личность, искусство и творчество и т.д.

Заранее изучите список возможных тем и посмотрите, какие примеры используют в реальных сочинениях. Это даст вам готовые шаблоны мышления.

Также тренируйтесь оценивать чужие сочинения по критериям. Откройте пару работ на 20–22 балла и постарайтесь понять:
  • где выражена позиция автора;
  • как построен комментарий;
  • есть ли связь между примерами;
  • чем подкреплено личное мнение.
Так вы поймёте, какие формулировки работают, а какие — нет.

3) Создание личного «банка аргументов»

Это один из самых эффективных инструментов подготовки. Часто ученики на экзамене не могут вспомнить подходящий пример-аргумент — и теряют баллы. Решение — запас историй, готовых для разных тем.

Что включать в банк:
  • Примеры из школьной программы
  • Реальные события из истории или общественной жизни
  • Личные наблюдения и ситуации
  • Биографии известных людей
  • Истории из семьи, спорта, медицины, науки
❗ Запрещено использовать в аргументации комиксы, фанфики, аниме, игры — по критериям ЕГЭ они не засчитываются.

Таблица примеров для популярных тем

Совет: выберите 5–7 универсальных примеров, которые можно адаптировать под несколько тем. Это облегчит поиск аргумента на экзамене.

4) Повторяем правила и речевые нормы

Сильное сочинение — это не только хорошие мысли, но и грамотное оформление. Один невнимательный оборот — и баллы за К7–К10 теряются.

Создайте свой чек-лист проблемных тем, например:
  • НЕ с глаголами и существительными
  • Н/НН в причастиях и прилагательных
  • Сложноподчинённые предложения
  • Знаки препинания при вводных словах
  • Согласование подлежащего и сказуемого

Регулярно решайте мини-тесты по орфографии и пунктуации, особенно в последние недели перед экзаменом. Это укрепит навык автоматической грамотности при письме.
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Шаг 3. Пишем сочинение по плану: 7 абзацев — 22 балла

Вы изучили структуру, разобрали критерии и собрали базу аргументов. Теперь пора перейти к самому главному — написанию сочинения по шагам. Ниже разберём каждый абзац, расскажем, как писать его грамотно, и какие ошибки чаще всего встречаются. Также предложим фразы-клише, которые помогут структурировать текст.

Абзац 1 — Вступление: постановка проблемы

Это начало всей работы. В нём вы переформулируете проблему, указанную в задании, и упоминаете автора текста.

Что писать:
  • Сформулируйте проблему своими словами, но не искажайте суть.
  • Упомяните, что эта проблема рассматривается в тексте автора.
  • Можно задать риторический вопрос или ввести проблему с размышления.

Клише:
Что такое…? Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте автор…

Пример:
Что такое настоящая человечность и способна ли она проявиться в трудный момент? Именно над этим вопросом размышляет в своём тексте писатель В. М. Гаршин, затрагивая важную нравственную проблему.

Абзац 2 — Позиция автора

Теперь нужно ясно обозначить мнение автора по поднятой проблеме. Это обязательный пункт: если здесь ошибка — вы теряете сразу 6 баллов (К1, К2, К3).

Что писать:
  • Одна фраза, в которой вы чётко передаёте мнение автора.
  • Не путайте с вашим собственным мнением!

Клише:
  • Автор убеждён, что…
  • По мнению автора, …
  • Писатель считает, что…

Пример:
Автор считает, что истинное проявление доброты заключается в способности помогать бескорыстно, не ожидая благодарности в ответ.

Абзац 3 — Первый пример из текста

Это начало комментария. Вам нужно привести первый пример-иллюстрацию из предложенного текста.

Что писать:
  • Чёткое описание эпизода из текста.
  • Краткий пересказ, который показывает, как он связан с проблемой.
  • Завершить небольшим выводом.
  • Если используете цитату — обязательно в кавычках.

Клише:
  • Автор рассказывает нам историю героя, который…
  • Автор размышляет о…
  • В тексте говорится о том, как…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Пример:
Автор описывает, как герой, рискуя собой, спасает случайного прохожего, оказавшегося в беде. Это показывает, что даже незнакомому человеку можно прийти на помощь, если есть искреннее сочувствие.

Абзац 4 — Второй пример из текста

Второй иллюстративный фрагмент — другой эпизод из того же текста, раскрывающий проблему под другим углом. Он не должен повторять первый.

Что писать:
  • Новый пример из текста.
  • Анализ, а не просто пересказ.
  • Завершите выводом, связанным с проблемой.

Клише:
  • Также в тексте рассматривается случай, когда…
  • В качестве второго примера автор приводит…
  • Автор утверждает, что…
  • Читатель приходит к выводу о том, что…

Пример:
Также в тексте описан случай, когда другой персонаж, напротив, проявляет равнодушие к страданиям окружающих, проходя мимо чужой беды. Это подчёркивает, насколько различной может быть реакция людей на одну и ту же ситуацию.

Абзац 5 — Связь между примерами

Здесь вы показываете смысловую связь между двумя приведёнными ситуациями.  Это обязательный элемент комментария. Без него К2 не будет на максимуме.

Что писать:
  • Укажите тип связи: противопоставление, дополнение, причинно-следственная, конкретизация.
  • Объясните, почему эти два примера важны вместе.

Таблица: Виды смысловой связи и примеры

Клише:
  • Эти примеры противопоставлены…
  • Первый эпизод дополняется вторым…
  • Связь между ситуациями заключается в…
Пример:
Эти два примера противопоставлены: один демонстрирует бескорыстие, другой — равнодушие. Такое сопоставление помогает глубже понять, что человечность — это выбор, который каждый делает сам.
Важно! Ни в коем случае не пишите так: "Связь между приведенными примерами – дополнение. Они помогают читателю понять, что…" - за это вы получите ноль баллов.

Абзац 6 — Собственное мнение и аргумент

Теперь — ваша очередь высказать мнение и подтвердить его примером из жизни, литературы или истории.

Что писать:
  • Согласны вы с автором или нет (можно частично). И с чем именно в авторской позиции вы соглашаетесь.
  • Приведите аргумент, подтверждающий вашу точку зрения.

Клише:
  • Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, …
  • На мой взгляд, …
  • В подтверждение своей позиции приведу пример…

Пример:
Я согласен с автором: помогать другим нужно искренне. Вспоминаю, как в нашем классе одноклассник, потерявший родителей, получил поддержку не только от учителей, но и от ребят. Мы собирали деньги, помогали с уроками, просто были рядом. Этот случай показал мне, как важна способность к сопереживанию.

Абзац 7 — Заключение

Финальный абзац — общий вывод, без повторов и новых мыслей, можно написать одним предложением. Сделайте вывод мотивирующим.

Что писать:
  • Подведите итог размышлениям.
  • Переформулируйте основную мысль другими словами.

Клише:
  • Подводя итог, можно сказать…
  • Таким образом, становится ясно, что…
  • В заключение хочется отметить, что…

Пример:
Таким образом, можно сделать вывод, что человек проявляет свою человечность именно в момент выбора — пройти мимо или протянуть руку помощи. И этот выбор определяет его ценность как личности.

Проблема (вступление)
Сформулируй главную проблему текста своими словами и укажи, что над ней размышляет автор.
Позиция автора
Чётко напиши, какую точку зрения занимает автор по поднятой проблеме.
Пример 1 + пояснение
Приведи первый пример из текста и объясни, как он раскрывает проблему.
Пример 2 + пояснение
Добавь второй, отличный от первого пример, и раскрой его смысл.
Связь между примерами
Покажи, как связаны два примера: противопоставлены, дополняют друг друга или связаны причиной и следствием.
Личное мнение + аргумент
Вырази своё мнение и подкрепи его примером из жизни, литературы или истории.
Заключение
Сделай краткий вывод и ещё раз подчеркни главную мысль сочинения.

Быстрый чек-лист для написания

Шаг 4. Проверка черновика: как не потерять баллы на мелочах

Поздравляем — вы написали сочинение! Но это ещё не финал. Очень часто именно на этапе проверки можно исправить неточности и тем самым вернуть себе несколько баллов, которые могли бы быть потеряны из-за спешки. Этот шаг покажет, как вычитать черновик и довести текст до идеала.

1. Проверка содержания: соответствие критериям

Пройдитесь по каждому критерию — прямо по пунктам. Это займёт 5 минут, но может принести +3–5 баллов.

2. Проверка грамотности: орфография, пунктуация, грамматика, речь

Теперь вычитываем текст по уровням. Это удобнее, чем сразу искать всё подряд.

1. Орфография (К7)
  • Проверьте окончания слов, приставки, НЕ с разными частями речи.
  • Обратите внимание на часто ошибочные слова: «в течение», «на протяжении», «исключение», «вследствие», «не смотря на» и т.д. Лучше пишите проще.
  • Если в чём-то сомневаетесь — замените слово на более простое, чтобы избежать ошибки.
  • Если вы прочли предложение и почувствовали, что в нем что-то не так, то замените его, сформулируйте иначе. Не бойтесь менять свой текст.

2. Пунктуация (К8)
  • Запятые при вводных словах (однако, во-первых, к сожалению...).
  • Запятые перед союзами: «что», «который», «если», «потому что».
  • Кавычки и знаки препинания при цитатах.

3. Грамматика (К9)
  • Согласование подлежащего и сказуемого.
  • Управление (на кого/о ком и т.п.).
  • Построение сложных предложений (не забудьте союз, не нарушайте порядок слов).

4. Речь (К10)
  • Нет ли повторов одного слова?
  • Избегайте разговорных слов: «пацан», «всё круто», «это капец как важно» и т.д.

Удалите общие, ничего не значащие фразы, например: «эта тема была и будет актуальна во все времена».

Шаг 5. Практика, обратная связь и мотивация: как дойти до 22 баллов

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку — это не лотерея и не случайность, а понятный и прогнозируемый навык. Да, оно требует подготовки, внимания к деталям и тренировки, но при системном подходе написать его на 22 балла может каждый.

Следуйте пошаговой структуре, анализируйте тексты, готовьте примеры, оттачивайте грамотность и не забывайте про обратную связь. А если хотите идти по этому пути не в одиночку — мы будем рядом.

Наши преподаватели — это эксперты, которые сами проверяют работы на ЕГЭ. Они точно знают, на что смотрят экзаменаторы, и помогут вам:
  • разобраться в критериях;
  • научиться писать сильные вступления и аргументы;
  • отработать типовые темы;
  • получить точную и профессиональную обратную связь;
  • довести сочинение до идеала по всем критериям.

Запишитесь на индивидуальную подготовку уже сегодня — и сделайте уверенный шаг к высоким баллам на экзамене. Просто заполните форму ниже — и мы свяжемся с вами, чтобы подобрать подходящий формат занятий.

Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к сочинению?
До старта марафона осталось:
С 19 по 27 октября
Учимся писать СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ за 8 дней.
Онлайн-марафон по русскому языку!
дней
66
:
:
:
часов
65
минут
64
секунд
63
1759  ₽
2359  ₽
8 дней интенсивной подготовки с проверяющим экспертом ЕГЭ