• »
  • »

Задание №8 ЕГЭ по русскому языку: грамматические ошибки – разбор и рекомендации

Опубликовано: 10.10.2025
Преподаватель - Мария Огнева
Задание №8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание грамматики и умение находить ошибки в предложениях. Чтобы успешно справиться, нужно различать типы ошибок и чувствовать правильное построение фразы.
Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку проверяет знание грамматических норм при построении предложений. В нём необходимо найти в каждом предложении именно тот тип грамматической ошибки, который указан в вариантах . Это очень ответственно: за безупречное выполнение даётся 2 балла, за 1–2 ошибки – 1 балл, а за 3 и более – 0 баллов, поэтому важно чётко знать правила. Нужно помнить, что грамматические ошибки часто «видны» не глазами, а «слышимы» на слух, поэтому при разборе рекомендуется читать предложения вслух.

Пример формулировки задания №8

“Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца”.

В задании вам даны пять вариантов грамматических ошибок и девять предложений. Вам нужно соотнести ошибку с предложением, в котором она содержится. Одно предложение не может быть ответом на два задания.

Алгоритм выполнения задания

  1. Просмотрите варианты ошибок. Всего вам могут встретиться 10 типов ошибок (например, нарушение построения предложений с косвенной речью, ошибки в предложении с несогласованным приложением и т.д.). Вспомните, как каждый из них проявляется.
  2. Начинайте с «лёгких» ошибок. Сначала ищите ошибки в косвенной речи и в несогласованном приложении, затем – с деепричастными оборотами. Эти ошибки обычно заметны сразу.
  3. Далее – остальные. После деепричастий проверьте причастные обороты, а потом уже переходите к остальным типам ошибок (однородные члены, управление/предлоги, видо-времен. формы, числительные). Со временем у вас появится свой алгоритм выполнения задания: одна ошибки вы будете видеть моментально - с них всегда нужно начинать, на поиски других вам будет нужно больше времени - их нужно делать в последнюю очередь, когда вы уже вычеркнете часть предложений из списка.
  4. Читайте тексты вслух. Очень важно проговаривать предложения. Ошибки часто «слышны»: например, при несогласованности подлежащего и сказуемого вы сразу «услышите», что сказуемое стоит в неправильной форме (см. пример ниже).
  5. Не отвлекайтесь. Если слышите ошибку, но не можете сразу определить её тип, пометьте это предложение и двигайтесь дальше. Вернётесь к нему в конце. Помните, что предложение с верно построенным оборотом всё равно может содержать другую ошибку.
  6. Используйте табличный список ошибок. В начале выполнения задания перечитайте таблицу вариантов ошибок. Это поможет вам быстрее распознавать неверные конструкции и классифицировать разные типы ошибок.

Краткая теория типов ошибок

Понимание характеристик каждого типа ошибки поможет их быстро находить.

Косвенная речь

В косвенной речи не употребляют местоимения первого и второго лица (я, ты, мы, вы). Например,
Неправильно:
«Перед открытием турнира ведущий сказал, что я сначала представлю членов жюри».

Правильно:
«Перед открытием турнира ведущий сказал, что сначала представит членов жюри».

Несогласованное приложение

Это имена собственные и названия в кавычках (названия газет, книг, городов и т.п.). Общее правило: если есть главное слово, то название остаётся в именительном падеже (пример: книга «Словарь современного русского языка»). Если главного слова нет – название склоняется (например: «Книга «Евгений Онегин» → «к «Евгению Онегину»»).

Деепричастный оборот

Деепричастие (что делая? что сделав?) обозначает дополнительное действие того же лица, что и подлежащее. Нельзя, чтобы действие в обороте выполняло другое лицо. Неправильно:  “Играя в футбол, время пролетело незаметно”. Правильно: «Когда мы играли в футбол, время пролетело незаметно» (в первом случае подлежащее ВРЕМЯ - оно не может совершать действие, выраженное деепричастием, - играть в футбол)).

Причастный оборот

Причастие (какой? какая? какие?) – это определение, согласованное с главным словом - существительным или местоимением. Причастие должно стоять рядом с тем словом, которое оно определяет. Например: «Нефтяные загрязнения, возникающие при транспортировке нефти, являются угрозой…». Причастие согласуется с главным словом по роду, числу, падежу. Главное слово не может стоять внутри причастного оборота - это ошибка. Если в вашем варианте именно такая ошибка, то запятых вокруг причастного оборота НЕ будет.

Однородные члены

Важно правильно использовать двойные союзы и согласовывать формы однородных членов между собой. С двойным союзом «не только… но и», «не столько… сколько» первая часть должна стоять перед первым однородным членом. Например: «студенты обсуждали не только вопросы дисциплины, но и возможность досрочно сдать зачёты». Если однородные сказуемые с разным управлением требуют разных падежей для дополнений, после каждого сказуемого нужно своё дополнение. Однородные прилагательные или причастия должны быть одной формы (полной/краткой) и, при наличии обобщающего слова, стоять в той же форме.

Управление и предлоги

Проверяйте правильность предлога и падежа. Например, с предлогом «по» в значении «после» слово ставится в предложный падеж (“по приезде, по окончании” – предложный падеж), а предлоги типа «согласно», «благодаря» требуют дательного падежа. Следите, нужен ли предлог. Правильно: «Мы обсуждали с ним посев, урожай и трудный крестьянский быт» (предлог «о» здесь не требуется)

Видо-временная соотнесённость

Глаголы-сказуемые в сложном предложении или при однородных сказуемых должны быть одного вида и времени. Например: «Лиза вошла в гостиную… и сообщила о приезде Лаврецкого» (оба сказуемых прошедшее время), правильно: «сообщила», а не «сообщает».

Числительные

Чаще всего речь идёт о собирательных числительных (двое, трое, четвёро и т.д.). Они не сочетаются с именами женского и среднего рода, а также с названиями животных/птиц. Например: правильно «двумя ученицами» (не «двоими»). Числительные «оба» употребляются с муж. и ср. родом («оба мальчика, оба села»), «обе» – с жен. («обе девушки»).
Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, авторская методика и живые занятия с результатом.

Пример решения: разбор задания №8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Согласно правилам внутреннего распорядка нельзя покидать рабочее место без ведома руководителя.
  2. В романе-эпопее «Война и мир» изображены события российской истории начала XIX века, так что это произведение можно по праву назвать историческим.
  3. Помогая людям, находящимся на грани жизни и смерти, врачам-реаниматологам бывает порой нелегко.
  4. В редакции газеты «Комсомольской правды» работают люди с разными взглядами, но всех их объединяет творческий подход к делу.
  5. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.
  6. Представим, что мы путешественники, которые получают много важной информации, помогающую ориентироваться в неизвестной местности.
  7. Стремясь отобразить на полотне игру света, Клод Моне наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие сверкающие пятнышки.
  8. Нас поразили не только низкие цены на научные книги, но и на художественную литературу.
  9. Все, кто неравнодушен к искусству, приглашается на фестиваль, который пройдёт в ближайшее воскресенье.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






Рассуждаем:
Б. Несогласованное приложение
Такие ошибки легче всего заметить. Ищем предложения, где есть имена собственные — названия в кавычках: книги, газеты, города и т. д. Это предложения 2 и 4:
2) В романе-эпопее «Война и мир» изображены события российской истории начала XIX века…
4) В редакции газеты «Комсомольской правды» работают люди с разными взглядами…
Проверяем: если перед названием есть главное слово (роман, газета и т. д.), то само название не склоняется.
Во 2-м предложении всё верно: в романе «Война и мир».
А в 4-м — ошибка: нужно в газете «Комсомольская правда», а не «Комсомольской правды».

👉 Б – 4


Г. Деепричастный оборот
Находим предложения с деепричастиями — словами, отвечающими на вопросы что делая? что сделав? Это 3 и 7:
3) Помогая людям, находящимся на грани жизни и смерти, врачам-реаниматологам бывает порой нелегко.
7) Стремясь отобразить на полотне игру света, Клод Моне наносит мелкие стремительные мазки…
Проверяем: действие, выраженное деепричастием, должно выполняться тем же лицом, что и подлежащее.
В № 7 всё верно — Клод Моне делает оба действия.
В № 3 ошибка: «помогая людям» относится к врачам, но подлежащего здесь нет.

👉 Г – 3


Д. Причастный оборот
Ищем причастия (отвечают на вопрос какой? какая? какие?). Это 5 и 6:
5) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.
6) Мы путешественники, которые получают много важной информации, помогающую ориентироваться в неизвестной местности.
Проверяем согласование. От главного слова задаём вопрос к причастию.
В № 5 всё правильно: «песни (какой?) долетавшей».
А вот в № 6 ошибка: окончание причастия должно совпадать с вопросом — помогающей, а не «помогающую».

👉 Д – 6


В. Однородные члены
Такие ошибки часто бывают при двойных союзах (не только… но и). Смотрим предложение 8:
8) Нас поразили не только низкие цены на научные книги, но и на художественную литературу.
Ошибка в расположении первой части союза: «не только» должно стоять перед первым однородным членом.
Правильно: Нас поразили низкие цены не только на научные книги, но и на художественную литературу.

👉 В – 8


А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Обычно встречается в предложениях с конструкциями типа все, кто… или те, кто…
9) Все, кто неравнодушен к искусству, приглашается на фестиваль…
Смотрим грамматические основы: все приглашается — ошибка.
Подлежащее «все» требует множественного числа: все приглашаются.

👉 А – 9

✅ Итоговая таблица ответов:

А

Б

В

Г

Д

9

4

8

3

6

Задания для самостоятельного решения

Ниже приведены три задания для самостоятельного разбора. Найдите в каждом из них слово с ошибкой и запишите правильный вариант.

Типичные ошибки

  1. Невнимательно читают предложение. Часто ученики пропускают запятую перед оборотом или сразу не замечают тип конструкции. Чтение вслух помогает «услышать» несоответствия (как в примере выше).
  2. Путают похожие конструкции. Например, некоторые путают причастие с деепричастием и причастие с прилагательным. На самом деле деепричастие (отвечает на «что делая?»/«что сделав?») всегда обозначает дополнительное действие того же лица, а причастие (отвечает на «какой?») – согласуется с существительным. От прилагательного причастие отличается тем, что образовано от глагола (сидеть - сидящий, сидевший).
  3. Забывают об «ошибках управления». Не знают правил управления или путают падежи после предлога. Например, используют предлог и неверный падеж (“рассуждает над проблемой, примириться к обстоятельствам”) вместо правильных «о проблеме», «с обстоятельствами».
  4. Неправильно употребляют числительные. Например, «троими ребятами» там, где нужны «тремя». Помним, что собирательные числительные (двое, трое, четверо и тд) не сочетаются с женским и средним родом, названиями животных и птиц и неодушевлёнными существительными. Зато сочетаются с существительными, имеющими только множественное число (четверо суток).

Советы эксперта

1. Тренируйтесь на реальных заданиях. Решайте много примеров 8-го задания из ЕГЭ за прошлые годы. Обращайте внимание на типы ошибок и сравнивайте с таблицей правил.

2. Постарайтесь понять, почему конструкция ошибочна, а не зубрите. Лучше понять сущность правил, чем просто заучивать словосочетания. Все варианты выучить невозможно. Необходимо понимать общие принципы каждого типа ошибки. Разбор типичных примеров и правильных ответов (как выше) помогает закрепить знания.

3. Слушайте правильную речь. Слушайте грамотные тексты (чтение книг, радио, аудиолекции) и читайте вслух сами. Так вы почувствуете правильную форму фразы: правильно ли звучит сказуемое после подлежащего, верный ли предлог и т.д.

4. Используйте наглядные материалы. Удобно «зашпаргалить» себе таблицы с проверкой управления, согласования, правил употребления «по-», «в-из», «на-с» и т.п. Напоминайте себе список собирательных числительных. Повторение закрепляет.

Часто задаваемые вопросы

Заключение

Задание 8 ЕГЭ по русскому – одно из самых информативных, оно проверяет глубокое понимание грамматики. Если вы усвоите перечисленные правила и потренируетесь на примерах, будете чувствовать язык на слух и помнить варианты ошибок, результаты ЕГЭ обязательно улучшатся. Запишитесь на наши онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ, и опытные преподаватели помогут довести навык распознавания грамматических ошибок до автоматизма!
Заполните форму — и получите бесплатную мини-диагностику от преподавателя: узнаете, в чём ваша сильная сторона и над чем стоит поработать.
Проверьте, готовы ли вы к ЕГЭ?
Привет,
я бот Мотя,
могу записать на
Диагностику